Жаловаться на работу налоговиков стали меньше

Уловки налоговых органов на допросах

С недавнего времени заметно участились различные мероприятия налогового контроля. И допросы предпринимателей и сотрудников организаций стали обычной практикой. К этому бизнес должен быть готов.

В 2019 году в бухгалтерской среде прогремело дело № А40-161770/2014, в рамках которого Владимира Цыбина, бывшего главбуха московской компании «Спринклер», обвинили в причинении ущерба бюджетной системе страны. В результате налоговой проверки ООО доначислили налоги, штрафы и пени за 2009 — 2011 годы на сумму 97 млн руб.

Протокол допроса главбуха, который был осуществлен еще в 2011 году, через несколько лет послужил основанием для привлечения его к субсидиарной ответственности.

Во время допроса бывший сотрудник московской компании совершил несколько ошибок, которые обернулись серьезными последствиями. В своих показаниях он вышел за пределы компетенций бухгалтера. Обычно так бывает, когда на допрос идут без сопровождения юриста, не оценивая риски.

Ему задали порядка 12 вопросов и один из них касался работы субподрядчиков на строительных объектах. Не подозревая, что его показания могут быть интерпретированы иначе, экс-главбух рассказал, что у компании было достаточно своего штата сотрудников и никаких субподрядчиков на объектах не было, работы выполнялись собственными силами, поскольку они требуют высокой квалификации.

Проблема заключалась в том, что до этого Цыбин говорил, что платежи в адрес субподрядчиков он включал в налоговую декларацию, тем самым уменьшал налоговую базу. Это стало основанием для того, чтобы признать его соучастником гражданско-правового нарушения. Несмотря на то, что никакой явной выгоды он не получил (ООО «Спринклер» было его основным местом работы с зарплатой 30 000 руб.), активов не имел, Верховный Суд оставил решение в силе.

Этот случай, как и многие другие, показывает, что к допросам, особенно сегодня, стоит относиться внимательнее.

Полезные статьи

Новые принципы налогового контроля

Все мероприятия налогового контроля — это по сути работа по ст. 54 НК РФ. Цель налогового органа — собрать и предъявить убедительные доказательства того, что вы получили необоснованную налоговую выгоду, работали с неблагонадежными поставщиками и т.д.

Поэтому сегодня остро встает вопрос о добросовестности налогового администрирования — это касается и самой процедуры допроса, и составления протоколов, когда в них вписываются вопросы, которые на самом деле не задавали, и ответы, которых не было.

Если человек не предупрежден о необходимости внимательно перечитывать протокол допроса и обращать внимание на формулировки и просто подписывает «с моих слов записано верно», это может быть обращено против него.

Относительно недавнее Письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ направлено на противодействие техническим компаниям. В нем впервые появился термин «коммерческая осмотрительность». Он предполагает изучение деятельности контрагента, его деловой репутации и возможности исполнить договор. Это выделено как приоритет. Поэтому сегодня не столько важно собирать учредительные документы по конкретному контрагенту, сколько следить за информацией о его деловой репутации, обращать внимание на наличие людских и иных ресурсов, позволяющих исполнить договор. Любые сделки, операции проходят несколько тестов.

Ст. 54.1 НК РФ получила новое толкование. Если раньше считалось, что все операции по получению недобросовестной выгоды совершены только умышленно и за них грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, то теперь ФНС различает разные формы вины: прямой умысел, косвенный умысел и неосторожность.

Оценивайте надежность контрагента и снижайте коммерческие и налоговые риски. Получите важнейшую информацию в одном окне.

Почему допросы стали проводить чаще

Согласно Письму ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, для установления умысла рекомендуется проводить больше допросов и предъявлять документы на обозрение допрашиваемому.

Так, например, если непонятно, кто выполнял работу или оказывал услуги, ФНС предлагает:

  • допрашивать должностных и иных лиц налогоплательщика, занятых в процессе выполнения работ (при этом функционал данных лиц должен быть установлен на основании документов проверяемого налогоплательщика либо заказчика, в том числе на основании должностных инструкций, приказов о назначении ответственных лиц на объект и т.д.);
  • запрашивать документы (информацию) у заказчиков и проводить допросы их должностных лиц, которые были ответственны за приемку работ, согласование и утверждение проектной документации, лиц, осуществляющих технический надзор (в том числе указанных в журналах приемки выполненных работ);
  • исследовать локальные акты об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации;
  • изучать документы, касающиеся передачи строительной площадки, подключения к системам энерго-, водоснабжения, вывоза строительного мусора;
  • проводить экспертизу, осмотры.

Допрос в налоговой: как реагировать на хитрости

Важно иметь представление о том, как должен проходить допрос, быть осведомленным о правах допрашиваемого.

Вы можете столкнуться со следующими сценариями поведения:

  • Ваш ответ пытаются иначе интерпретировать, вам навязывают удобные налоговому органу формулировки.
  • Прибегают к психологическим приемам: употребляют снисходительно-оскорбительные фразы («да бросьте, все понятно и так»), постоянно шантажируют («да мы звонили вашему контрагенту — он ничего не подтвердил»), провоцируют на звонок контрагенту на громкой связи, которая бы дала возможность застать врасплох и задать неудобные вопросы.
  • Допрашивают по вопросам, которые выходят за рамками ваших компетенций.
  • Спрашивают не о фактах, а о предположениях.
  • Пытаются проводить допрос по телефону. Это неправомерно хотя бы потому, что вы не можете установить, кто вам звонит и представляется налоговым инспектором.
  • При допросе директора контрагента всячески пытаются доказать его некомпетентность через постановку странных вопросов.
  • Используют в протоколе допроса формулировки, которые не соответствуют ответам, полученным в процессе допроса. Именно поэтому перед подписанием протокола нужно внимательно его прочитать.
  • Хотят провести допрос дома. Вы не обязаны пускать инспектора в свой дом и имеете право на помощь юриста-представителя.
  • Отказываются корректировать протокол. В этом случае лучше отказаться подписывать протокол. Фиксируйте этот факт, жалуйтесь на незаконные действия налогового органа. На вычитку протокола и внесение правок нужно закладывать минимум час.
  • Просят рассказать о том, как всё было, в свободной форме, а потом заносят это как изложение в протокол. Такое предложение — провокация: в процессе вы можете начать рассказывать то, о чем вас не спросили бы, и в итоге дать избыточную информацию.
Читайте также:
Кто признается недостойным наследником?

Как защититься от уловок на допросах

Нужно знать о своих правах и хорошо готовиться.

  • Свидетель вправе отвечать только на те вопросы, которые относятся к его компетенции и соответствуют его должности. Если задан вопрос не по теме, вежливо откажитесь от ответа, сославшись, что он не в вашей компетенции.
  • Не стройте предположений. Если вы чего-то не помните, не знаете и не должны знать, отвечайте «не владею информацией», «не в моей компетенции». Неоднозначно или неуверенно отвечая, вы даете возможность расширительного толкования.
  • Упоминание в показаниях фамилий конкретных лиц скорее всего приведет к их последующему допросу и сверке показаний.
  • Если вы не уверены в показаниях, лучше воспользуйтесь ст. 51 Конституции.

Статья подготовлена по материалам выступления Киры Гин, управляющего партнера «Гин и партнеры», на Контур.Конференции для федеральных клиентов

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как подать жалобу в налоговую

Жалоба в налоговую — это письменное требование о защите прав и законных интересов в случае их нарушения, адресованное ФНС. Расскажем об основных моментах, связанных с ними (как подать, какие сроки есть для этого, как их будут рассматривать).

Добро пожаловаться

Жаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию имеют возможность любые лица (физические, юридические, а включая ИП), чьи права нарушены ненормативными актами (касающимися конкретных лиц) либо действиями (бездействием) сотрудников нижестоящей ИФНС. С ней вправе обратиться и любой, кто выявил, что налоговое законодательство нарушено.

Конкретные причины для обжалования —- это ошибка в начислении налогов, штрафа, отказ в учете положенных льгот и т. п. Все это является поводом написать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя. Регламентируют этот вопрос отдельные положения гл. 19, 20 НК. В частности, это ст. 137 – 140 которые помогут сориентироваться в конкретной ситуации.

Структура письменной претензии с подписью обращающегося (его представителя) состоит из следующих элементов:

  1. Ф.И.О. и место жительства физлица, которое жалуется, либо наименование и адрес в случае с юридическим лицом.
  2. Действия (бездействие) сотрудников налоговой инстанции либо ее ненормативный акт, по поводу которых протестуют.
  3. Наименование органа — нарушителя прав налогоплательщика.
  4. Лицо, чьи права нарушены, указывает причины, по которым оно так считает.
  5. Запросы обратившегося.
  6. Как удобно получить результат разбора (бумажный почтой или электронный по интернету либо через личный кабинет налогоплательщика).

Кроме того, здесь прописывают контактные номера телефонов (факс), адрес электронной почты, иные данные, которые будут способствовать рассмотрению.

Приложениями здесь будут документы, которые подтверждают позицию автора и соответствующая доверенность при подаче через представителя. Вот так выглядит жалоба в налоговую инспекцию: образец можно использовать в качестве шаблона.

Как подают

Предметы жалобы, которые указаны выше, обжалуются в вышестоящем налоговом органе (ВНО). Соответствующие материалы попадают туда через орган, который принял или совершил оспариваемое решение (действие). Следовательно, жалоба в налоговую инспекцию на организацию подается в орган — нарушитель прав налогоплательщика. Для этого существуют три способа:

  1. Через личный кабинет налогоплательщика на ресурсе ФНС.
  2. Почтой России.
  3. Обратившись лично или через представителя в соответствующее территориальное подразделение ФНС.

Орган-нарушитель передает претензию плюс все приложенные к ней материалы в вышестоящую организацию. На это дается три дня со времени ее поступления.

С момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении его прав, у него есть год на подачу необходимых документов. Аналогичное время (с даты вынесения спорного решения) есть для протеста на вступившие в силу решения об ответственности за налоговые правонарушения, если они не оспаривались через апелляцию. Об апелляционной жалобе рассказано в специальной статье. Ее используют, когда спорят с не вступившим в силу решением об ответственности за правонарушение или отказ в этом, который фискальщики вынесли в порядке ст. 101 НК. Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения жалоб (апелляционной в том числе) вышестоящим органом. Если время обжалования пропущено по уважительной причине, его его восстановить есть возможность, подав надлежащее ходатайство.

Читайте также:
Возврат страховки в случае досрочного погашения кредита

Как рассматривают

У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.

При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.

Можно ли подать жалобу анонимно

В органах ФНС анонимные послания не рассматриваются. Любой человек, обратившийся в эту службу, в обязательном порядке обязан назвать персональные данные, поэтому анонимная жалоба в налоговую — это не лучший способ донести информацию до фискальных служб. Для сохранения анонимности допускается обратиться по телефону горячей линии налоговой службы, но ждать быстрого рассмотрения и принятия мер по такому виду жалобы не стоит.

Необходимость в такой подаче возникает, когда гражданин, например, хочет донести на соседей о сдаче ими квартиры без уплаты налогов или работник — на своего работодателя, когда тот нарушает законодательство. В принципе в законодательстве нет указаний на то, как подать анонимную жалобу в налоговую и что обезличенное обращение примут к сведению. Но по собственной инициативе фискальщики могут рассмотреть и его. «Анонимку» подают следующими способами:

  • по телефону доверия, конкретный номер зависит от региона и указан на сайте ФНС в разделе «Контакты и обращения»;
  • посетив налоговиков лично;
  • посредством Интернета.

Если нужна уверенность в рассмотрении поданного документа, не скрывайтесь — указывайте ваши персональные данные.

Жалоба в ФНС на организацию

С жалобой на конкретную организацию к налоговикам есть возможность обратиться каждому, кто выявил нарушения. Правда, порядок оспаривания отличается от того, что предусмотрен НК (в гл. 19, 20), поскольку претензию вызвали действия организации, а не фискальщиков.

Ситуация регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59. Его ст. 7 устанавливает требования к такому обращению, ст. 10 говорит о его рассмотрении, а ст. 12 — о сроках этой процедуры. Общий срок рассмотрения такой петиции составляет 30 дней с момента ее регистрации. После рассмотрения обратившийся получит письменный ответ.

По ст. 1 и 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59, обратиться с претензией в режиме данного ФЗ может любой недовольный возникшей проблемой в своей организации. Например, такеи причины как:

  • так называемая зарплата в конвертах;
  • уклонение от уплаты налогов и т. п.

При написании непременно обозначается жалующийся (Ф. И. О. плюс место проживания), точное наименование ИФНС, куда подается документ. Допускается указать и конкретное должностное лицо. Потом отмечается почтовый адрес, куда направят ответ по итогам разбора. Следующий обязательный элемент — это опись сути ситуации: описание нарушения и итоговую просьбу. Заканчивается документ постановкой даты и подписи обращающегося. К жалобе следует приложить доказательства факта описанного нарушения. Если доказательства находятся у работодателя и доступа у сотрудника к ним нет, необходимо отразить это в тексте

Претензия составляется в двух экземплярах, поскольку после регистрации канцелярией ведомства один налоговая оставит у себя, а второй останется у обратившегося. На нем должна стоять отметка сотрудника инспекции о приеме документа, его подпись и дата. Все материалы подают, явившись лично в ИФНС или по почте (заказным письмом с уведомлением). В последнем случае обращение регистрируется в течение трех дней после поступления. Зарегистрированная жалоба анализируется 30 дней, по необходимости указанный срок удлиняют еще на 30 дней, после этого автор документа получает ответ.

Читайте также:
Приказ о назначении генерального директора

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать

Вызвали в налоговую на допрос – последнее время этой фразой трудно кого-либо удивить. Налогоплательщиков и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на допросе и что будет тем, кто не придет.

Зачем вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;
  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.
Читайте также:
Как заставить мужчину платить алименты 2022

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

103.jpgПравовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

38.jpgЧто будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.

Читайте также:
Договор дарения дома: образец 2022 Росреестр

В НК РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать по ст. 128 НК РФ. Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдется дороже в 3000 рублей. Столько же будет «стоить» дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.

Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Налоговые органы как раз и относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах…»). Причем уведомление о вызове для дачи пояснений является тем самым законным требованием. Следовательно, неявка на основании уведомления налоговиков для дачи пояснений грозит штрафом в соответствии с вышеуказанной статьей. Размер административного штрафа для граждан составляет от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей.

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.

Налог на страх: что делать, если вас шантажирует инспекция

О том, как компаниям вести себя в ответ на запугивание со стороны налоговых органов, — ведущий юрист «Пепеляев Групп» Константин Сасов.

Встреча с инспекцией

В последние годы российские налоговые органы перешли к «риск-ориентированному подходу» и назначают проверки не у всех налогоплательщиков, а только у тех, чьи сделки имеют признаки налогового риска. В результате 99% таких проверок инспекция доначисляет налоги и привлекает плательщика к ответственности: ФНС фактически ввела запрет на проведение проверок без доначислений. Такой подход противоречит презумпции невиновности плательщика, закрепленной в Налоговом кодексе (НК) РФ.

Самый распространенный на сегодня способ «адресной работы с налогоплательщиками» — не предусмотренная НК кулуарная беседа в налоговой инспекции, когда чиновники могут предложить плательщику доплатить налоги по сделкам с фирмами-однодневками, где его вина только подозревается. Иначе к нему придут с выездной проверкой, в доначисления включат пени и штрафы, а материалы проверки передадут в Следственный комитет РФ для возбуждения уголовного дела.

Такие беседы не закрепляются документально: налогоплательщику не выдаются подписанные протоколы. Эта практика пока не получила негативных судебных оценок из-за скрытого характера.

Почему это работает

Плательщик боится предстоящей налоговой проверки: у нее почти всегда будут негативные последствия, а размер финансовых потерь невозможно предугадать.

Если плательщик уверен в надежной защите своих прав, ему не страшны никакие угрозы или уговоры контролеров. Но сейчас налогоплательщики менее активно защищают свои права до суда и в суде, потому что знают, что не получат поддержки. Судебная статистика показывает, что с 2008 года доля побед налогоплательщиков в спорах по необоснованной налоговой выгоде упала с 75 до 25%.

Плательщиков также пугает активизация уголовных преследований за налоговые преступления: за пять лет количество уголовных дел за уклонение от уплаты налогов выросло в 2,5 раза.

Взвесив свои риски, плательщик зачастую идет на сделку с чиновником и без всяких оснований отказывается от налогового учета затрат и от льгот и вычетов на требуемую инспектором сумму. По сути, он доплачивает налоги за правонарушения других плательщиков. Такой принцип круговой поруки утвердился в налоговой практике и поддерживается судами.

Этот «налог на страх» приводит к неосновательному обогащению государства. Он деморализует бизнес, разрушая экономику страны, и раскручивает инфляцию, поскольку свои потери бизнес вынужден покрывать за счет повышения цен на товары и услуги.

Что делать налогоплательщику?

1. Помните о своих правах. Налоговый кодекс не предусматривает ответственности за неявку плательщика на беседу или комиссию (если он вызывается не в качестве свидетеля, эксперта или переводчика). Если же он решил прийти, то вправе воспользоваться услугами адвоката или вести аудиозапись такой встречи.

Нужно помнить, что налоговые органы могут действовать только в рамках своих законных полномочий. Налогоплательщик не должен поддаваться на уговоры, шантаж и угрозы чиновников. К тем, кто один раз заплатил за фирму-однодневку, будут постоянно приходить со все большими требованиями.

Читайте также:
Особенности отчуждения земельного участка

2. Запросите разъяснений. Если инспектор указывает налогоплательщику на «разрывы» (неуплаты) НДС, которые его контрагент (или субконтрагент) допустил в цепочке сделок, налогоплательщик вправе знать, было ли такое на самом деле, был ли «разрыв» незаконным и как на него отреагировал налоговый орган по месту учета.

Плательщик может направить запрос в налоговую инспекцию по месту налогового учета контрагента, проинформировать ее о выявленном «разрыве» и задать следующие вопросы:

  1. Есть ли у инспекции налоговые претензии к контрагенту по итогам камеральной (невыездной) налоговой проверки его деклараций по НДС?
  2. Уплатил ли контрагент НДС по сделке?
  3. Выявлен ли факт налогового правонарушения (ст. 122 НК РФ) и наличия у контрагента налоговой недоимки за проверенный период?
  4. Имеет ли контрагент признаки фирмы-однодневки?
  5. Что инспекция сделала, чтобы взыскать с контрагента недоимку и исключить его из ЕГРЮЛ?
  6. Эта информация не относится к налоговой тайне, поэтому у инспекции отсутствуют правовые основания для отказа в ее предоставлении.

Если в ответе на запрос будет информация, что контрагент (субконтрагент) не допустил налогового нарушения либо уже наказан за его совершение, претензии к самому налогоплательщику беспочвенны. Если инспекция не ответит совсем или даст неконкретный ответ, это может стать поводом для обращения в ФНС и в правоохранительные органы с требованием проведения проверки инспекции и ее должностных лиц на предмет:

• «крышевания» подопечных»: получение взятки или соучастие в неуплате налогов юридического лица — контрагента (ст. 290 и 199 УК РФ).

Случай успешного противодействия вымогательству

Налоговый орган обвинил организацию в занижении налогов и указал в ЕГРЮЛ, что сведения о ее учредителе недостоверны. Однако замечания, которые налоговый орган предъявил учредителю и организации (неявка на допрос, предыдущие случаи банкротства его организаций, недостоверная налоговая отчетность организации) не были законным основанием для такого действия.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд заключил, что санкция, примененная инспекцией в этом деле, законом не предусмотрена. ФНС включила этот пример в свой обзор и таким образом дала подчиненным сигнал: у «давления через учредителя» нет перспективы в суде, такую «адресную работу с налогоплательщиками» повторять не стоит.

Жалоба в налоговую инспекцию на незаконное предпринимательство

С жалобой в ФНС может обратиться любой гражданин, если обнаружит, что нарушено налоговое законодательство, а также в некоторых случаях КоАП и УК РФ. Можно пожаловаться на бездействие налоговых органов, на предпринимателей, ведущих работу без ККТ, на решение по проверке, проводимой ФНС, и т.д. Обращение должно быть составлено в письменной форме. В данной статье рассмотрим, как подать жалобу в налоговую инспекцию на незаконное предпринимательство.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Незаконное предпринимательство

Под незаконной предпринимательской деятельностью понимается деятельность, которую гражданин ведет без регистрации юридического лица или ИП (речь идет о систематическом получении прибыли от ведения предпринимательства), или деятельность без лицензии, когда таковая должна быть обязательно.

Штрафы за такие нарушения установлены ст. 116 НК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 171 УК РФ. Также нарушителю могут грозить исправительные работы или лишение свободы. Все зависит от тяжести нарушения.

На предпринимательскую деятельность могут указывать показания контрагентов, клиентов, проведение оптовых закупок, размещение рекламы, наличие бумаг о реализации товаров и услуг и т.д., поэтому именно эти факторы будет проверять ФНС после получения обращения о незаконном предпринимательстве.

Как написать жалобу в налоговую

Законодательно закрепленного бланка не разработано, поэтому написать обращение можно в свободной форме. Но нужно придерживаться официально-делового стиля речи, не употреблять разговорные выражения, избегать излишней эмоциональности.

Какая информация должна быть в жалобе в ФНС:

  1. Наименование адресата. Здесь нужно указать полное название и адрес ФНС, куда направляется жалоба.
  2. От кого эта жалоба. Для физического лица указывают ФИО, место жительства, номер телефона. ИП к этим сведениям добавляет ОГРНИП. ЮЛ должно написать наименование организации, ее реквизиты, ФИО лица, обращающегося от имени компании.
  3. Наименование документа (жалоба, обращение).
  4. Суть обращения. Рассказывают о факте нарушения налогового законодательства: кто и каким образом ведет незаконную предпринимательскую деятельность, какие статьи НК РФ он нарушает.
  5. Просьба. Как правило, здесь просят принять необходимые меры.
  6. Каким способом обратившееся лицо предпочитает получить результат рассмотрения жалобы и проверки (лично, по почте, по электронной почте).
  7. Приложения к обращению. Если есть какие-либо документальные подтверждения факта незаконной предпринимательской деятельности, то эти бумаги прикладывают к жалобе, а в приложении указывают их наименование и количество листов.
Читайте также:
138 статья УК РФ: нарушение тайны переписки, переговоров

Жалобу обязательно нужно подписать и датировать.

Важно! Анонимные обращения ведомство вправе не рассматривать. ФНС принимает только те обращения, в которых указаны персональные данные.

Как подать жалобу

Передать жалобу в территориальный орган ФНС можно лично или через представителя по доверенности в окно приема документов. Нужно будет иметь с собой подтверждающие личность документы и второй экземпляр жалобы, на котором при принятии документов работник налоговой поставит отметку о получении.

Также можно отправить документы по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Уведомление будет доказательством получения ведомством обращения.

К сведению! Подать жалобу можно через специальный сервис ФНС. Необходимо будет заполнить все требуемые поля, написать текст жалобы, приложить документы, оставить контакты и нажать кнопку «Отправить». Также при наличии личного кабинета на сайте налоговой можно подать обращение через него.

После получения и рассмотрения обращения ведомство направит ответ. Срок рассмотрения — 30 дней с момента регистрации жалобы. ФНС может обратиться к отправителю для получения необходимой информации.

Образец жалобы в налоговую инспекцию на незаконное предпринимательство от ЮЛ

В Межрайонную ИФНС №9 г. Ижевска по УР,
адрес: 426000, г. Ижевск, ул. К.Маркса, 130
от Смирнова Алексея Алексеевича,
генерального директора ООО «Гладиолус»,
адрес: 426008, г. Ижевск, ул. Осиновая, д. 12А,
тел.: 8 (3412) 66-66-66,
email: gladiolus123@gmail.com

Я, Смирнов Алексей Алексеевич, генеральный директор ООО «Гладиолус», сообщаю об известном мне факте предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговый орган. Любимов Николай Николаевич, 1994 года рождения, проживающий по адресу г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 234, кв. 300, занимается оптовой и розничной продажей сотовых телефонов. Открыта точка продаж в ТЦ «Азия» по адресу: г. Ижевск, ул. Зимняя, д. 13А, оф. 6. Данный гражданин неоднократно обращался в нашу организацию с предложением о поставке нам партии сотовых телефонов (письмо в приложении).

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 116 НК РФ прошу принять меры и сообщить результат рассмотрения моего обращения почтовым отправлением по адресу: 426008, г. Ижевск, ул. Осиновая, д. 12А, ООО «Гладиолус».

Письмо с предложением о сотрудничестве от 20 ноября 2020 года от Любимова Н.Н. на 1 л.

Смирнов / А.А. Смирнов
25 ноября 2020 года

Образец жалобы в налоговую инспекцию на незаконное предпринимательство от физлица

В Межрайонную ИФНС №8 г. Ижевска по УР,
адрес: 426053, г. Ижевск, ул. Ворошилова, д. 35
от Гусевой Валентины Ивановны,
зарегистрированной по адресу: 426032, г. Ижевск,
ул. Дубовая, д. 53, кв. 22
тел.: 8 (3412) 12-34-56

Я, Гусева Валентина Ивановна, паспорт серии 9400 № 123123, выдан Индустриальным РОВД г. Ижевска 12 мая 1997 года, проживающая по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 22, сообщаю об известном мне факте ведения незаконной предпринимательской деятельности Сидоровой Ольгой Юрьевной, проживающей по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 25. Сидорова О.Ю. занимается предоставлением образовательных услуг (репетиторством) на протяжении 3 лет, не встав на учет в налоговый орган.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 116 НК РФ прошу принять меры и сообщить результат рассмотрения моего обращения почтовым отправлением по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 22.

Если вызывает на допрос налоговый орган — 12 советов от юриста Статьи редакции

Советник и адвокат юридического бюро DS Law Денис Зайцев о порядке действий до, во время и после беседы с инспектором.

Статистика ФНС и Верховного суда уже какой год рапортует о росте доначислений по результатам налоговых проверок. Количество контрольных мероприятий уменьшается (в 2016 году проведено 26 тысяч проверок — на 15% меньше показателя предыдущего года), а их результативность растет: по сравнению с 2015 годом по результатам налоговых проверок в бюджет поступило на 103 млрд рублей больше, на 54% вырос средний «ценник» проверки, с 44% до 82% за пять лет увеличился процент решений, принятых в пользу налоговых органов.

При этом один из самых действенных механизмов в выявлении недоимки, который может перечеркнуть все старания собственника бизнеса, привлеченных консультантов и все бумажные доказательства, — это допрос.

Допрашивают топ-менеджеров и собственников, текущий персонал и уволенных сотрудников, руководство и сотрудников контрагентов. Нередко почву для доначислений дают не «отказные» свидетельства и «доносы» обиженных контрагентов и бывших работников, а вполне лояльные бизнесу показания.

Часто сотрудники налогового органа звонят по телефону и высылают приглашения с целью «просто пообщаться». В таких приглашениях часто указывается «просим явиться» и тому подобное.

Здесь следует отметить: единственное основание для приглашения — повестка о вызове на допрос, оформленная в виде официального документа за подписью руководителя и с печатью инспекции со строгим требованием явиться для дачи показаний в качестве свидетеля. От всех остальных приглашений можно отказаться, ответственность за такую «неявку» не наступит.

Читайте также:
Будет ли индексация пенсий инвалидам и когда ее ожидать?

Также нередко сотрудники инспекции пугают принудительным приводом в случае неявки. Это не так. Налоговый орган вызывает на допрос только в рамках Налогового кодекса, который такой процедуры, как привод, или иной похожей меры не содержит. Привод возможен только в рамках дела об административном правонарушении, о котором вас обязаны предварительно уведомить.

Даже если вызвали по всем правилам, решение, идти или нет, остаётся за вами. Цена вопроса — штраф в 1000 рублей. Такое решение принимается, как правило, с учетом того, понимаете ли вы цель вызова, готовы ли вы ответить на все вопросы, как такие ответы могут повлиять на вас или, к примеру, на ваших деловых партнеров и допустимы ли такие последствия.

В повестке о вызове на допрос в качестве свидетеля должна быть указана причина вызова. Так вы поймете, для чего вас вызывают и о чём возможно будут спрашивать. Чаще всего вызывают, чтобы получить показания в отношении вас самих как налогоплательщика (организации, акциями или долями которой вы владеете), либо в отношении ваших контрагентов.

Также вызывают работников организации, реже — бывших сотрудников для дачи «уличающих» показаний. Если цель непонятна, вы можете позвонить исполнителю (обычно указывается в повестке) или написать письменное обращение. Не получив вразумительного ответа, можете смело возвращаться ко второй рекомендации.

Если цель вызова ясна, соберите документы по предмету допроса. Эту рекомендацию практически никто не выполняет. И напрасно: ведь на самом допросе документы под рукой помогут точнее вспомнить обстоятельства дела, дать более корректный ответ.

Это поспособствует тому, что вас повторно не вызовут на допрос (а это случается достаточно часто), а также не позволит инспектору додумать что-то за вас. Так, налоговые органы могут сознательно использовать прием по дискредитации показаний в случае, когда вы не можете дать ответ на совершенно очевидный вопрос.

К примеру, отвечая на вопросы вроде «известен ли Вам Иванов Иван Иванович», «подписывали ли Вы документы?» фразами «нет» или «не помню», вы даете налоговому органу шанс заявить о недействительности таких отношений, о создании фиктивного документооборота.

Подобный аргумент может позволить налоговому органу как исключить расходы для целей налогообложения для вашей организации, так и сделать то же самое для вашего контрагента.

Если назначенное для вызова время вас не устраивает, вы можете попросить о переносе. Причина неявки в назначенное время должна быть объяснена, но прикладывать подтверждающие документы не обязательно.

При этом новое время для вызова строго формально должно сообщаться самостоятельно повесткой — её при вашем благосклонном отношении могут вручить непосредственно в инспекции. Однако вы можете потребовать предъявления такой повестки по установленному порядку (почтой, по месту жительства).

Ответ на вопрос о возможности или целесообразности участия юриста на допросе в рамках Налогового кодекса достаточно неоднозначный. Закон прямо не предусматривает, но и не запрещает пользоваться услугами юриста в налоговых правоотношениях.

При этом совершенно точно юрист не может пойти на допрос вместо самого свидетеля, так как здесь важна именно личность вызываемого. По этой же логике юрист не может отвечать вместо свидетеля, но может перед каждой репликой давать слышные только свидетелю советы по каждому из ответов.

Закон не предусматривает и четкой процедуры проведения допроса, что опять же не запрещает представителю свидетеля делать замечания на протоколе от имени своего доверителя (тем более что такая графа в протоколе допроса предусмотрена), а также иным образом защищать его интересы (например, уточняя вопросы сотрудников инспекции, их применимость к цели вызова и тому подобное).

Однако наличие юриста при всей очевидной пользе может сыграть злую шутку:

  • Это может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.
  • Всё сказанное свидетелем в присутствии представителя (в том числе в интерпретации налогового органа) будет восприниматься как аргумент, имеющий большую доказательственную силу (как «прошедший через юриста»).

Юриста также не стоить брать с собой, если предмет допроса не соответствует уровню ответственности. К примеру, если вызывают, чтобы получить пояснения по контрагенту, с которым заключен договор на незначительную сумму.

Если для этого дела вы приглашаете с собой юриста или адвоката, это может означать, что вы не уверены или даже испытываете страх перед чем-то. Поэтому присутствие юриста в такой ситуации может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.

Если вы всё-таки приняли решение о привлечении представителя, сделайте следующее: уведомите налоговую о том, что прибудете с представителем, сообщив его ФИО и паспортные данные для пропуска; оформите на представителя нотариальную доверенность (даже если вас вызывают как руководителя организации, который во всех остальных случаях вправе действовать без доверенности).

Читайте также:
Мошенничество с материнским капиталом: судебная практика

Здесь поможет использование наиболее коротких фраз. Избегайте оценочных суждений, предположений. Если что-то непонятно — задавайте инспектору уточняющие вопросы. Держите в памяти причину вызова и помните: на вопросы, не относящиеся к предмету вызова, вы вправе не отвечать.

Завершайте свою мысль. Ответы «не помню», «не знаю» лучше не использовать. Вместо этого старайтесь использовать предложения «не знаю, так как это не входит в мои должностные обязанности» или «не могу пояснить, у меня нет перед собой необходимых документов».

Вы их для этого и взяли.

Да, вы вправе воспользоваться 51 статьей Конституции РФ и не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Однако это право нельзя использовать повсеместно и по любому поводу. К примеру, если вас вызвали для допроса в качестве руководителя организации-налогоплательщика и спрашивают про взаимоотношения с контрагентами, которые никак с вами не связаны, пользоваться 51 статьей весьма неуместно.

С другой стороны, если при ответе на вопросы вы каким-либо образом способствуете формированию налоговой претензии, которая может быть ретранслирована на вас лично как на руководителя организации — тогда смело ссылайтесь на Конституцию РФ.

После того, как вопросы у инспектора закончились, не спешите расслабляться, так как далее следует не менее ответственная часть допроса — оформление протокола. Перед тем, как подписать протокол, проверьте текст ваших показаний на предмет правильности и полноты. При необходимости требуйте внести дополнения или изменения.

Подписывайте протокол только в тех местах, на которые укажет сотрудник налогового органа. Не уточняйте, «где ещё нужно подписать».

Важно: получите собственный экземпляр протокола допроса. В некоторых случаях, например, если вас вызвали в качестве руководителя организации-налогоплательщика, протокол допроса не предоставляется. Так у вас на руках останется подтверждение посещения налогового органа.

Бывает так, что сказанное вами и записанное в протоколе искажается в изложении налоговым органом. Чтобы устранить недопонимание, лицо, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, может попросить вас пояснить, что означают эти показания. Не отказывайте в такой просьбе — предоставьте письменные пояснение о том, что имелось в виду на самом деле.

Если вас вызвали на допрос по делам вашего контрагента, постарайтесь связаться с представителями контрагента и сообщите о проведенном мероприятии. Это поспособствует налаживанию доверительных связей с вашим контрагентом и создаст позитивную практику b2b-поддержки.

Правильная и полезная статья, особенно для неподготовленных “пациентов”. За четвертьвековой стаж работы гендиректором, мне довелось побывать на нескольких десятков допросов, в том числе в инстанциях, по сравнению с которыми визит на допрос в налоговку – легкая прогулка) Почти всегда безотказно работает заранее подготовленная схема “Вот список ваших вопросов – вот список моих ответов”. Передаешь следователю флешку, он читает текст, делает пару-тройку уточнений, отправляет на печать и все, протокол готов, все довольны и главное, свободны)

самый годный совет :))

А “Вот список ваших вопросов” откуда берется? Вы предполагаете, о чем вас могут спрашивать в “инстанциях” или они столь добры, что сообщают его вам в каких-то случаях?

“Список ваших вопросов” легко создать, если выполнить рекомендации из п.п. 3 и 4 автора статьи. А если я знаю, в связи с чем меня хотят видеть органы следствия/донания, не составляет труда предугадать, что их будет интересовать и какие вопросы будут заданы.

Вот пример реального использования заранее подготовленного “Списка вопросов – списка ответов”:
кейс: органы следствия интересуются рядом ваших контрагентов, которые по данным налогового мониторинга уклоняются от уплаты налогов в бюджет РФ. В связи с этим у налоговых органов возникает желание вменить вам отсутствие должной осмотрительности при заключении контрактов и обязать вас заплатить налоги за ваших контрагентов.
Далее текст, заранее подготовленный к беседе со следователем:
*************
По существу интересующих вас вопросов могу сообщить следующее:
В октябре 20ХХ года перед руководителями группы компаний Retail&HoReCa возникла потребность удовлетворения спроса сетей АЗС и гипермаркетов в больших объемах товаров народного потребления (ТНП), которые производились в странах Юго-Восточной Азии. Проведя мониторинг рынка иностранных и отечественных поставщиков, руководство Retail&HoReCa пришло к однозначному выводу, что импорт данных ТНП собственными силами нецелесообразен, поскольку себестоимость подобных товаров на складах группы компаний Retail&HoReCa после уплаты всех таможенных платежей значительно превышала цены, предлагаемые российскими оптовиками (как правило, московскими фирмами) на аналогичный товары. Для организации закупок ТНП у московских оптовиков была проведена серия переговоров, показавших неспособность последних удовлетворить жесткие требования Retail&HoReCa к организации устойчивого товаропотока в сети АЗС и гипермаркетов. Ни один поставщик традиционного (стихийного) рынка не был в состоянии в течение длительного срока поставлять товары заданной номенклатуры по фиксированной цене.
Это объяснялось тем, что покупатели традиционного рынка не предъявляли к оптовым продавцам жестких требований по обеспечению стабильности параметров поставок, в отличие от требований сетей АЗС и гипермаркетов (постоянство ассортимента, фиксированные цены, единство логистических параметров). Товары, интересующие группу компаний Retail&HoReCa появлялись в продаже у оптовиков хаотично, их цена колебалась в зависимости от курса валют и расходов, понесенных импортерами при доставке товара на территорию РФ и его таможенной очистке.
Все вышеперечисленные факторы подвигли руководство Retail&HoReCa принять в декабре 20ХХ года решение об организации АГЕНТСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК ТНП у оптовиков и импортеров, подразумевающей налаживание сотрудничества с группой агентов, специализирующихся в посреднических операциях купли-продажи оптовых партий ТНП в ассортиментной тематике, интересующей Retail&HoReCa.
Создание и управление данной системой было поручено коммерческому директору Retail&HoReCa Андрею ХХХХХХХ.
Для определения партнерской базы поставщиков традиционного рынка, по распоряжению Андрея ХХХХХХ была произведена массовая электронная рассылка предложений о сотрудничестве в области закупок ТНП интересующего Retail&HoReCa ассортимента. Адресной базой электронных рассылок служили базы данных «Все предприниматели РФ», «Все ПБЮРЛ РФ». Рассылки производились от имени и за счет компании ХХХХХХ (резидента Эстонской Республики), руководимой Андрусом Милькентисом. На основании полученного массива откликов, Андрусом Милькентисом на территории РФ от имени Retail&HoReCa были начаты отношения с поставщиками ТНП, планируемыми к поставке в сети АЗС и гипермаркетов. Закупки были организованы по агентской системе, предполагающей поиск, закупку и поставку на склад Retail&HoReCa товаров в заранее согласованном количестве силами агентов и за их счет, после чего компаний Retail&HoReCa принимала на себя обязательства по своевременной оплате товаров, поставленных на его склад при отсутствии замечаний по качеству последних. Поскольку предложения от агентов поступали как правило, на небольшие партии товаров, распоряжением коммерческого директора Retail&HoReCa Андрея ХХХХХ аккумулирование этих поступлений производилось на складах Московского распределительного центра Retail&HoReCa, затем (после накопления количества, необходимого для загрузки большегрузной транспортной единицы) товар отправлялся на центральный склад Retail&HoReCa в Санкт-Петербург, приходовался кладовщиками в WMS склада и поступал в распоряжение подразделения отгрузок, осуществлявшего поштучное распределение товарного запаса в соответствии с потребностями активной клиентской базы Retail&HoReCa.
Таким образом, за короткий период времени компании Retail&HoReCa удалось создать широкоассортиментное товарное предложение для сетей АЗС и гипермаркетов РФ, конкурентное с ценами традиционного рынка, что позволило Компании не только удержаться в сетевой клиентской базе, но и стать одним из ведущих игроков в данном сегменте рынка.
Агентская система закупок просуществовала до конца 20ХХ года, когда в результате масштабных преобразований в таможенных органах РФ поток товаров, ввозимых на территорию РФ множеством мелких неавторизованных импортеров иссяк, что позволило добросовестным импортерам аналогичным Retail&HoReCa осуществлять ввоз на территорию РФ и выпуск в свободное обращение товаров по ценам, конкурентным с остальными участниками торгово-посреднической деятельности.
По существу взаимоотношений с контрагентами, интересующими следствие, могу сообщить следующее:
1. Фирма Интер-ХХХХХ осуществляла поставки ХХХХХХХХ различной номенклатуры (90% стоимостного ассортимента) в период 01.12.20ХХ по 01.10.20ХХ. Ответственный менеджер в информационной системе Retail&HoReCa – директор ХХХХХХ Андрус Милькентис.
2. Фирма ИтрерСтройСервис осуществляла поставки сопутствующих автотоваров таких, как стеклоочистители и буксировочные тросы производства Китай и Голландия. Период поставки 04.01.20ХХ – 02.06.20ХХ. Ответственный менеджер в информационной системе Retail&HoReCa – директор ХХХХХХХ Андрус Милькентис.
3. Фирма Экостандарт осуществляла поставки автохимии и автокосметики различных производителей в период 14.07.20ХХ по 01.12.20ХХ.
Ответственный менеджер в информационной системе Retail&HoReCa – директор ХХХХХХХ Андрус Милькентис.
4. Фирма Григ осуществила одну поставку автокосметики торговой марки ХХХХХ 08.07.20ХХХ. Из-за того, что поставка была единичной, ответственный менеджер в информационной системе Retail&HoReCa не обозначен.

Читайте также:
Образец договора купли-продажи техники

По всем приходам товара никаких замечаний в информационной системе Retail&HoReCa не обозначено, товар получен и оплачен полностью, никаких претензий к поставщикам со стороны Retail&HoReCa нет. Учетно-информационная система Retail&HoReCa позволяет проследить весь путь данного товара – от приемки WMS системой складов до поштучной отгрузки сетям АЗС и гипермаркетов. Имеемые в данных сетях системы учета при необходимости, позволяют проследить дальнейший путь этих товаров до расчетно-кассовых аппаратов сетей АЗС и гипермаркетов, обслуживаемых Retail&HoReCa.
Дополнительную информацию по вопросу взаимодействия с агентами-поставщиками органы следствия могут получить непосредственно от гражданина Эстонской республики Андруса Милькентиса после его возвращения из командировки в Китай, которое ожидается не ранее 01.11. 20ХХ.
********
Итог: беседа занимает 20 минут, оформление протокола еще 7 минут и все свободны)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: