Учёт членов семьи при расчёте субсидии военнослужащим

Обжалование уменьшения размера субсидии на приобретение жилья

Обжалование незаконного уменьшения размера субсидии, предоставляемой военнослужащим на приобретение жилья, является одним из важнейших направлений деятельности адвокатского кабинета Карандашева Р. Н. Причиной уменьшения обычно является снятие с учета в качестве нуждающегося одного из членов семьи военнослужащего. В настоящей статье рассмотрим типовые ситуации связанные с уменьшением размера выплачиваемой субсидии и важные аспекты их обжалования.

Стоимость представления интересов доверителя по вопросам взыскания в военном суде недоплаченной субсидии адвокатом Карандашевым Р.Н. — 20.000 рублей

Ситуация 1. Уменьшение размера субсидии из-за снятия членов семьи с регистрационного учета по месту жительства военнослужащего.

Военнослужащий в составе семьи из трех человек, куда входили жена и сын, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ожидали выплаты субсидии. Сыну военнослужащего потребовалось лечение, проводить которое было целесообразнее в другом регионе, поэтому супруга военнослужащего и его сын зарегистрировались по постоянному месту жительства у родственников, в однокомнатной квартире, где, помимо них, было уже зарегистрировано несколько человек. Из полученного решения о выплате субсидии выяснилось, что размер предоставляемой субсидии уменьшен, так как в квартире, где зарегистрированы жена и сын на них приходится 8,66 кв.м площади.

Военнослужащий обоснованно полагал данное решение незаконным, поскольку каких-либо прав на квартиру родственников его жена и сын не приобрели, фактически туда не вселялись, не вели общее хозяйство с проживающими там лицами.

Один лишь факт регистрации военнослужащего в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В результате по делу потребовалось:

  • представить документы, подтверждающие заболевание сына и необходимость его лечения;
  • обосновать необходимость лечения по месту регистрации;
  • доказать фактическое проживание семьи в служебной квартире по месту прохождения службы административным истцом;
  • представить документы на квартиру, в которой были зарегистрированы жена и сын военнослужащего;
  • допросить в качестве свидетеля собственника квартиры.

В результате совершенных действий административный иск был удовлетворен, постановлено произвести доплату. Решение обжаловать административным ответчиком в апелляционную инстанцию, но было оставлено без изменений.

Ситуация 2. Исключение из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий дочери военнослужащего, в связи с достижением ею совершеннолетия.

Военнослужащему было отказано в выплате субсидии с учетом дочери, которая на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения достигла совершеннолетнего возраста. В обоснование отказа была приведена часть 5 ст.2 ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой к членам семей военнослужащих относятся:

  • супруг (супруга);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 19 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
  • лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Данный вывод является неверным и нашел отражение в судебной практике. В п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» указано, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Таким образом, возраст детей, проживающих совместно с родителем-военнослужащим и ведущим совместное хозяйство не имеет значения для отнесения их к членам семьи.

По делу потребовалось:

  • представить доказательства совместного проживания дочери вместе с отцом;
  • представить доказательства факта ведения совместного хозяйства

Решение было вынесено в пользу военнослужащего и произведена доплата. Апелляционную жалобу административный ответчик не подавал.

Ситуация 3. Исключение из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий сына военнослужащего, в связи с его работой в другом городе.

За время ожидания выплаты субсидии на приобретение жилья, сын военнослужащего окончил университет и устроился на работу в соседнем городе. После приобретения жилья, семья планировала проживать совместно. В городе по месту работы сын проживал у знакомых, при любой возможности приезжал домой.

В данной ситуации вновь потребовалась ссылка на п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практики применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» и ч.1 ст.69 Жилищного кодекса РФ – а именно, что сын военнослужащего является членом его семьи.

Кроме того, давая разъяснения, когда гражданина следует считать утратившим право пользования жилым помещением, Верховный Суд Российской Федерации в п.32 Постановления Пленума от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», указал следующее:

«При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма».

Таким образом, целесообразно представить доказательства следующих обстоятельств:

  • отсутствия собственного жилья в населенном пункте по месту работы;
  • отсутствия собственной семьи – супруги, детей;
  • регулярного возвращение в квартиру по месту регистрации;
  • ведения совместного хозяйства с родителями – общие расходы, обработка земельного участка на даче и т.п.;
  • наличия в квартире по месту регистрации личных вещей.
Читайте также:
Особенности купли-продажи доли земельного участка

Решение по делу вынесено в пользу военнослужащего и ответчиком не обжаловалось.

И самый важный момент.

На обжалование решения о выделении субсидии в меньшем размере отводится всего три месяца!

О членах семьи военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, имеющих право в составе его семьи на жилищное обеспечение.

Кто относится к членам семьи военнослужащего или гражданина уволенного с военной службы (военного пенсионера), имеющим право на обеспечение жильем (получение квартиры, ГЖС или жилищной субсидии) в составе его семьи

Вопрос о том, кто имеет право на получения жилья в составе семьи военнослужащего, военного пенсионера или гражданина, уволенного с военной службы без права на пенсию, но с оставлением в очереди на получение жилья, или исключенного из списков личного состава в связи со смертью (гибелью) (далее для краткости будем всех указанных лиц называть военнослужащими) остается все-еще актуальным как для простых граждан, так и для правоприменитлей, несмотря на то, что на эту тему есть масса исследований и публикаций. В разное время подход к решению этого вопроса был разным. Жилищные органы воинских частей и военных организаций, квартирные органы Министерства обороны РФ (сначала КЭЧ районов, КЭУ, ГЛАВ КЭУ, КЭО, МИС, и другие) и иных военных ведомств, да и суды разных уровней, пытались к данным правоотношениям применять нормы Федерального закона РФ 1998 г. «О статусе военнослужащих» (а еще ранее – Закона РФ 1993 г. «О статусе военнослужащих»), где круг членов семьи военнослужащего определен п. 5 ст. 2 указанного Закона. В связи с этим Верховный Суд РФ посчитал своим долгом дать соответствующие разъяснения (спустя 7 лет после принятия первого Закона «О статусе военнослужащих») и принял Постановление Пленума ВС РФ № 9 от 14.02.2000 г., в котором указал, что «При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.». Практически аналогичное разъяснение вошло в принятое в последующем Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”. Казалось бы, все спредельно ясно разъяснено. Тем удивительнее, что в до последнего времени и суды и военные жилищные органы в отдельных случаях при определении членов семьи, имеющих право на получение жилья вместе с военнослужащим, пытались применять п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона (Вы легко можете в этом убедиться сами обратившись к практике, например, Московского окружного военного суда). А кто же на самом деле имеет право на получение жилья или жилищной субсидии вместе с самим военнослужащим, кто считается членом его семьи, являются ли таковыми его дети в возрасте более 23 лет или дети супруги (супруга) от предыдущего или предыдущих браков?

Обратимся, наконец, к Жилищному кодексу РФ (далее – ЖК РФ), к которому нас отсылает указанное выше Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 . В нем две статьи посвящены членам семьи. В зависимости от того, в какой квартире (жилом помещении) с семьей живет военнослужащий, нужно применять ту или иную статью. Если квартира (дом, комната) принадлежит гражданину на праве собственности, применяется ст. 31 ЖК РФ, если находится в государственной или муниципальной собственности, или иной собственности (не физического лица), квартира предоставлена по ордеру или договору социального найма, следует применять 69 ЖК РФ. Вроде бы все ясно, но … В статье 31 ЖК РФ сказано, цитата: «К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.». Таким образом, из толкования содержащейся в приведенной статье нормы права можно сделать вывод о том, что если собственник жилого помещения проживает отдельно, то во всяком случае тех, кто проживает в принадлежащем ему жилом помещении, нельзя признать членами его семьи. Такой вывод совпадает с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”. Однако в настоящее время ссылки на указанный документ, содержащиеся в апелляционных и кассационных жалобах судами отвергаются под тем предлогом, что «Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.» (смотрите, например, Определение СК по ГД Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. № 9-КГ15-7 или Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2015 г. № 32-КГ15-11). Интересно, те судьи Верховного Суда РФ, что выносят такие определения, каким образом узнали о том, что Пленум Верховного Суда РФ давая такое разъяснение, исходил из того, что у собственника имелось только одно жилое помещение? В самом указанном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 ничего об этом не сказано и ничего подобного из него не следует. Можно ли подстраховаться, от того, чтобы Вас вдруг не сняли с очереди (исключили из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем) и не отказали в получении жилья, если Вы проживаете у знакомых или родственников? Вот несколько рекомендаций. Во-первых, Вам необходимо заключить с собственником жилого помещения соглашение о временном проживании не в качестве членов семьи (примерный образец соглашения о временном проживании не как член семьи можно посмотреть и скачать здесь). Во-вторых, до получения жилья от Министерства обороны РФ необходимо зарегистрироваться по адресу воинской части. Это тоже очень важно, поскольку до сих пор (!) многие суды, неговоря уже о ДЖО МО РФ и структурных подразделениях, а также жилищные комиссии других федеральных органов, где законом предусмотрена военная служба (ФСБ, ФСО, ВВ МВД и др.), вывод о том, что то или иное лицо приобрело право пользования жилым помещением в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, делают из самого факта регистрации по месту жительства (постоянной прописки)! При этом, на сей счет все в том же Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 дано разъяснение, согласно которому регистрация гражданина по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (п.11). Данный вывод подтверждается также правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в своем Определении от 27 июля 2006 года № 6н-193/05 (кстати, из указанного определения, кроме того, следует, что Соглашение о временном проживании может быть устным, это во-первых, а во-вторых, проживание в квартире родственников не лишает права на получение жилья («один лишь факт регистрации военнослужащего в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.») Таким образом, тот факт, что военнослужащий с членами семьи длительный срок зарегистрирован в квартире родственника, даже ближайшего, знакомого или вовсе незнакомого лица сам по себе не означает, что он приобрел на эту квартиру какое-либо самостоятельное право и является нанимателем, собственником или членом семьи нанимателя, собственника указанного жилого помещения. Вообще, как говорится, для разбирающихся в предмете юристов это уже давно не вопрос, а вот для судов почему-то – нет.

Читайте также:
Бланк авансового отчета АО-1

А что, если военослужащий проживает со своей семьей в квартире, которая относится к государственному или муниципальному жилищному фонду и ему предоставлена ему по договору поднайма или по без заключения такового, по договору о безвозмездном пользовании, например, или вовсе по устной договоренности, не собственником, а нанимателем жилого помещения?

Как указано в упомянутом выше Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 (п. 25) “Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.”.

Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя – других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.

Таким образом, для вселения в качестве членов семьи нанимателя, по общему правилу, требуется оформление письменного согласия всех членов семьи.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Таким образом, поскольку ребенок супруги является ее родственником, согласно указанному разъяснению Пленума Верховного Суда РФ он считается членом семьи нанимателя жилого помещения (в нашем случае в роли нанимателя выступает военнослужащий) и в составе его семьи имеет право на жилищное обеспечение. Признавать детей супруги от предыдущего брака или иных родственников, как следует из указанного разъяснения, находящимися на иждивении, для включения в личное дело военнослужащего с целью получения на них жилья, нет необходимости. Однако нужно помнить, что обязательным условием признания членом семьи военнослужащего для целей жилищного обеспечения является факт совместного с ним проживания. В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Если Вам нужна помощь в призанании в судебном или досудебном (административном) порядке Ваших родственников и супругов Ваших детей, иных лиц в качестве членов Вашей семьи, как для целей жилищного обеспечения, так и для получения ими иных социальных гарантий, которые установленых Федеральным законом РФ “О статусе военнослужащих” (медицинская помощь в военных лечебных учреждениях, преимущественное право приема в дошкольные образовательные учреждения (детские сады), право на бесплатный проезд, в тех случаях, когда это предусмотрено законом, право на санаторно-курортное лечение и др.) Вы можете обратиться к нашим военным юристам за консультацией, оформлением необходимых документов для органов военного управления, жилищных органов или суда и представления Ваших интересов по указанному вопросу в суде.

Читайте также:
Признание родственницы недееспособной

Следует отдельно отметить, что члены семьи военнослужащего, который погиб (умер) в период прохождения военной службы, имеют право на внеочередное обеспечение жильем, при этом при расчете полагающейся общей площади жилого помещения учитывается сам погибший (умерший) военнослужащий и наличие у него права на дополнительную жилую площадь, также указанные члены семьи имеют право выбора места жительства. Важно при этом отметить, что члены семьи военнослужащего, который погиб (умер) в период прохождения военной службы, имеют право на обеспечение жильем, если даже военнослужащий до своей смерти не стоял в очереди на получение жилья (не был признан нуждающимся в жилищной обеспечении), но при этом имел право стоять в такой очереди (смотрите, например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.07.2015 г. № 5-КГ15-67), при этом, как отмечено в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.02.2016 г. № 56-КГ15-27, выслуга лет (продолжительность военной службы) правового значения для пр изнания указанных лиц нуждающимися в обеспечении жильем не имеет.

В случае, если Вам отказывают в постановке в очередь на получение жилья (включении в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений) по причине того, что Вас супруг-военнослужащий на момент смерти (гибели) не был признан нуждающимся в получении жилья (не стоял в очереди (Едином реестре) на жилое помещение, Вы можете при подготовке заявления в суд воспользоваться исковым заявлением и в случае необходимости – кассационной жалобой, которые нами были использованы в деле Мартияновой Е.Г. Верховный Суд РФ удовлетворил ее кассационную жалобу и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, где ее требования к жилищной комиссии и командиру войсковой части были удовлетворены в полном объеме.

На вопрос о том, какое заявление: исковое заявление или административное исковое заявление (административный иск) нужно в настоящее время подавать в суд, когда квартирные органы (ДЖО МО РФ, жилищные комиссии) отказывают в постановке в очередь на получение жилья членам семьи, погибшего (умершего) военнослужащего, однозначного ответа нет. Письмо Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. № 7-ВС-7105/15 «О направлении информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке» внесло в этот вопрос неразбериху. В указанном Письме разъяснено, что такая категория дел (о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке на учет), об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения; о признании незаконными действий об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) должна рассматриваться в исковом порядке, а, следовательно, в таких случаях нужно обращаться с исковым заявлением. В тоже время, в Бюллетене Верховного Суда РФ № 12 от 2005 года на вопрос под № 13: «В каком порядке могут быть оспорены решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?». Дается ответ: «На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли. Данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления. Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, определенном главой 25 ГПК РФ» (в настоящее время действует Кодекс административного судопроизводства РФ)». С учетом изложенного, представляется, что все же правильнее (в смысле достижения нужного результата), подавать в гражданские суды исковые заявления о признании недействительным (незаконным) решения Департамента жилищного обеспечения (ДЖО МО РФ), его региональных управлений (ЗРУЖО, ЮРУЖО, ВОРУЖО) или жилищной комиссии о признании незаконными действий (решения) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также зачастую возникает также вопрос о том, в какой суд военный или гражданский нужно подавать иск членам семьи бывшего военнослужащего, который погиб (умер)? Здесь можно дать однозначный ответ, что члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего должны обращаться с исками к квартирным органам Министерства обороны РФ (ДЖО МО РФ) или жилищным комиссиям воинских частей ВВ МВД, ФСО РФ, ФСБ РФ в гражданские суды по месту нахождения этих органов, не по месту жительства таких членов семьи (истцов). Следует также помнить, что военнослужащие, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями через органы власти местного самоуправления по месту жительства за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства от 6 сентября 1998 г. № 1054 “О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих..». Зачастую им приходится сталкиваться с тем, что местные администрации или власти субъекта Российской Федерации отказывают во включении их в список или сводный список граждан, изъявивших желание об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе, когда бывший военнослужащий и члены его семьи или кто-то один из членов семьи не хотят или отказываются сдавать занимаемое жилое помещение. Если Вы столкнулись с подобным случаем, Вы можете ознакомиться и скачать образец искового заявления об обязании Министерства строительного комплекса Московской области включить бывшего военнослужащего с членами его семьи, состоящих на жилищном учете в администрации одного из районов Московской области, в Сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Указанное заявление было рассмотрено Красногорским городским судом Московской области и удовлетворено полностью.

Читайте также:
Причины для переноса отпуска

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 204-КГ6-1

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения “Центральное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ “Центррегионжилье”) на решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. по делу об оспаривании бывшим военнослужащим 47 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации майором запаса Крутем А.А. решения заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье”, связанного с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФГКУ “Центррегионжилье” Ивановой Н.О. в поддержку кассационной жалобы, объяснения административного истца Крутя А.А., полагавшего необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое судебное рассмотрение, Судебная коллегия

решением Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. частично удовлетворено заявление Крутя, в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 25 июня 2015 г. N 1105 о выплате ему жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения в 6,5 кв. м, рассчитанного на состав семьи три человека с учетом квартиры общей площадью 47,5 кв. м, полученной Крутем за счет государственного жилищного фонда в собственность ранее даты принятия на жилищный учет. При этом суд пришел к выводу о наличии оснований для учета общей площади не всего указанного жилого помещения, а 2/3 долей жилья, и обязал ФГКУ “Центррегионжилье” принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи три человека исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 22,33 кв. м.

Апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда изменено. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости учета общей площади всей вышеуказанной квартиры. При этом произвел расчет жилищной субсидии с учетом интересов совершеннолетней дочери административного истца, на жилищном учете в качестве члена его семьи не состоящей, и возложил на ФГКУ “Центррегионжилье” обязанность принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи четыре человека, с уменьшением норматива общей площади на 47,5 кв. м, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 24,5 кв. м. В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” – Чаловская Е.В. просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. В обоснование своей позиции она ссылается на необходимость учета при предоставлении жилищной субсидии Крутю общей площади всего полученного им за счет государственного жилищного фонда и затем приватизированного жилого помещения, а не его части, как это указано в обжалуемых судебных постановлениях.

С приведением собственного анализа правовых норм, которыми, по мнению автора кассационной жалобы, урегулированы спорные правоотношения сторон, представитель административного ответчика утверждает в жалобе о том, что выводы судов обусловлены ошибочным толкованием норм материального права. Наряду с этим указывает на несоответствие толкования судами норм материального права существу разъяснений, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что в период прохождения военной службы Крутю в 1992 г. на состав семьи три человека (сам административный истец, его супруга и дочь) за счет жилищного фонда Верхнесалдинского завода химических емкостей, являющегося государственным предприятием, то есть за счет государства, была предоставлена квартира общей площадью 47,5 кв. м, расположенная по адресу: <. >.

В июне 1993 г. Круть с согласия супруги приобрел данное жилье в собственность в порядке приватизации.

В связи с рождением в <. >г. сына Круть в 2003 г. был признан нуждающимся в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем на каждого члена семьи ниже учетной нормы. В 2005 году Круть подарил приватизированную им квартиру своей дочери, к тому времени достигшей совершеннолетнего возраста.

На основании вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. Круть с составом семьи три человека признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства.

В 2014 г. Круть выразил желание реализовать свое право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.

Решением заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 25 июня 2015 г. N 1105 жилищная субсидия Крутю предоставлена на состав семьи из расчета 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за вычетом 47,5 кв. м общей площади вышеуказанного жилого помещения, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 6,5 кв. м.

Читайте также:
Займ под материнский капитал: как взять, условия и ставки

Признавая незаконным данное решение заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье”, гарнизонный военный суд и суд апелляционной инстанции исходили из того, что положения пункта 16 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” допускают возможность учета не общей площади полученного военнослужащим от государства жилья, а лишь его части в определенных долях, на которые при разделе общего имущества между участниками совместной собственности и выделе из него долей те потенциально могли бы претендовать.

Такие выводы гарнизонного военного суда и судебной коллегии окружного военного суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Абзацем вторым пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.

Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом “д” пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.

По делу установлено, что предоставленная в 1992 г. Крутю в связи с прохождением им военной службы квартира в соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР, действовавшего в то период, относилась к государственному жилищному фонду, поскольку находилась в ведении государственного предприятия. Последующее признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагало, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья. Ухудшение Крутем своих жилищных условий в дальнейшем путем отчуждения данной квартиры, как следует из приведенных выше норм, не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учета ранее предоставленного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению. Что касается обязанности государства по обеспечению Крутя жильем по установленным нормам, то она в полной мере реализована путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного от государства жилья.

Приведенное истолкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

Исходя из установленных по данному делу обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, а именно – безвозмездного обращения Крутем в свою собственность полученного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению, в результате чего сдача жилья государству, как требует закон, стала невозможной; наличия вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. о признании права заявителя на повторное обеспечение жильем за счет государства – следует признать правильным решение заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 25 июня 2015 г. N 1105 об учете всего размера жилого помещения, ранее полученного Крутем от государства и безвозмездно обращенного им в свою собственность, при расчете жилищной субсидии на трех членов семьи.

Читайте также:
В завещании могут содержаться распоряжения - виды

При таких обстоятельствах являются ошибочными выводы гарнизонного и окружного военных судов о том, что при предоставлении Крутю жилищной субсидии производившим соответствующий расчет должностным лицом могла учитываться не общая площадь приватизированного последним жилого помещения, а доли этого жилья. Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционного определения Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. и вынесения по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Крутя.

Руководствуясь ст. 327 – 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г., принятые по заявлению Крутя А.А., отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Крутя А.А. отказать.

Все, что нужно знать о жилищной субсидии военнослужащим в 2021 году: условия, сумма, процедура

Все, что нужно знать о жилищной субсидии военнослужащим в 2021 году: условия, сумма, процедура

На основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военные имеют права на получение субсидии на приобретение жилья. Субсидия выдается всем нуждающимся в жилплощади военнослужащим, отслужившим по контракту 20 лет. Размер такой субсидии может достигать 10 миллионов рублей в зависимости от условий службы. В статье мы расскажем, как правильно рассчитать величину субсидии, кто ее может получить вне очереди и какие дополнительные права в отношении жилья, в том числе и найма, имеют военнослужащие.

Субсидия на приобретение жилья

Государство обязано полностью обеспечивать военнослужащих всем необходимым – в том числе и жильем. Право на жилье прописано в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В дополнение к этому закону было принято Постановление Правительства от 03.02.2014 № 76, которое утверждает правила расчета субсидии на покупку жилья для военнослужащего.

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прописано, что субсидия может быть предоставлена военнослужащему и членам его семьи только при условии, что они относятся к нуждающимся в жилплощади в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ. То есть, если у военнослужащего нет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, или не хватает нормы жилплощади на каждого человека. Например, если квартира 35 квадратных метров находится в собственности трех людей, то есть на каждого приходится менее 12 квадратных метров – то этого мало, поэтому семья будет признана нуждающейся.

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

  • достижение пенсионного возраста:
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

  • при наличии в семье трех и более детей;
  • жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции;
  • один из членов семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним признается невозможным, в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил № 76:

  • 33 квадратных метров на одного военнослужащего;
  • 42 квадратных метров на семью, состоящую из двух людей;
  • 18 квадратных метров на каждого члена семьи , состоящей из трех и более человек.

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

  1. 15 квадратных метров;
  2. 18 квадратных метров или комната;
  3. 20 квадратных метров.

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

  1. командиры воинских частей;
  2. научные работники, имеющие ученую степень или звание;
  3. при наличии почетного звания РФ;
  4. преподаватели военной профессиональной образовательной организации, в том числе высшего образования или военной кафедры;
  5. наличие воинского звания полковник, равному ему или выше.

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

  1. являются инвалидами, страдающими определенными видами заболеваний в соответствии с Приказом Минздрава России от 30.11.2012 №991н;
  2. страдают от тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними является невозможным, согласно Приказу Минздрава России от 29.11.2012 №987н.
Читайте также:
Подача иска на уменьшение алиментов

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

  1. герои Российской Федерации, герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  2. герои Труда РФ, герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  3. военные судьи;
  4. сотрудники Следственного комитета.

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

  • 1,85 – срок службы от 10 до 16 лет;
  • 2,25 – срок службы от 16 до 20 лет;
  • 2,375 – срок службы от 20 до 21 года.
  • на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 года.

Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).

Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.

Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

Если немного исправить наш пример и уменьшить срок службы на 7 лет, то есть до 15 лет, то размер жилищной субсидии составит 6 549 843,6 рубля (почти на 2,5 миллиона рублей меньше).

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи. Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

После этого, человек может отслеживать свою очередь через онлайн-сервис «Единый реестр» на сайте Министерства обороны РФ. Для просмотра используется личный номер и проверочный код.

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

  • открыть расчетный счет, куда будут перечислена субсидия;
  • подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

  1. компенсация аренды жилья;
  2. накопительно-ипотечная система.

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

  1. рапорт;
  2. копию договора найма;
  3. справку о составе семьи из воинской части;
  4. копию паспортов и свидетельств о рождении членов семьи военнослужащего;
  5. иные документы.

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Ответственным органом по функционированию и контроля НИС является ФГКУ «Росвоенипотека». На их официальном сайте можно подробно изучить нормативные документы, узнать, как стать участником НИС или как оформляется свидетельство о праве на получение ЦЖС, а также задать свой вопрос.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Читайте также:
Варианты Оформления Квартиры В Собственность

Жилищная субсидия военнослужащим, её раздел и права членов семьи

Жилищная субсидия военнослужащим, её раздел и права членов семьи

В последнее время актуальными являются ситуации, когда военнослужащему предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия), в том числе на членов семьи, который отказывается приобретать жилое помещение, или не наделяет права собственности членов его семьи.

Типичными являются ситуации, когда семенные отношения между супругами прекращены. Также, когда военнослужащий отказывается предоставить жилое помещение или денежные средства, которые были выплачены ему с учетом членов семьи.

Учитывая изложенное, возможно рассмотреть несколько ситуаций.

Ситуация 1.Жилищная субсидия предоставлена военнослужащему в браке.

В случае если во время брака за счет средств жилищной субсидии было приобретено жилое помещение, указанное имущество подлежит разделу, как совместно нажитое.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Право военнослужащих на жилище в рамках указанного закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.

В силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество (далее – СК РФ), нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”, общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу, является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу статей 128, 129, пунктов 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или кем внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 254 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В статье 36 СК РФ приводится перечень оснований, при наличии которых имущество считается принадлежащим на праве собственности одному из супругов.

Таким имуществом является имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), оно является его собственностью. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.

Следовательно, определяющими в отнесении имущества к раздельной собственности супругов (имущество каждого из супругов) являются время и основания возникновения права собственности на конкретное имущество у каждого из супругов.

По мнению автора, жилое помещение приобретается в период брака с военнослужащим по договору купли-продажи, то есть по возмездной сделке. Передача квартиры, регистрация перехода права собственности на нее за покупателем, и оплата ее стоимости состоялась также в период брака.

Каких-либо ограничений для членов семьи военнослужащего в режиме и порядке пользования жилым помещением, в том числе, приобретенном за счет жилищной субсидии военнослужащих, названными выше законами не предусмотрено.

Таким образом, приобретенная сторонами в период брака квартира за счет средств жилищной субсидии, предоставленной одному их супругов, является их совместной собственностью и подлежит разделу.

Ситуация 2. Жилищная субсидия, предоставленная военнослужащему (с учетом членов семьи), который не приобрел жилое помещение, и отказывается передать её часть членам семьи.

Следует отметить, что в настоящее время судебная правоприменительная практика по вышеуказанным вопросам не однозначная.

При этом, практически все судебные органы приходят к единому мнению о не возможности выплаты военнослужащим членам семьи, причитающихся им доли жилищной субсидии.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.

Согласно пункту 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Читайте также:
Основания для увеличения суммы алиментов на ребенка

Кроме того, в силу абзаца 3 пункта 16 статьи 15 Закона № 76-ФЗ предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Анализ приведенных положений статей 15, 16 Закона № 76-ФЗ и названного выше Порядка свидетельствует о том, что обеспечение жильем военнослужащих является одной из социальных гарантий, установленной им государством.

Члены семьи военнослужащего защищены этой гарантией, при условии их совместного проживания. То есть, их право в данном случае на обеспечение жильем производно от права на его получение самим военнослужащим.

В то же время положениями действующего законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения военнослужащих и совместно с ним проживающих членов семьи, не предусмотрено выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии. Предполагается, что субсидия предоставляется на семью военнослужащего с целью приобретения жилья для дальнейшего совместного проживания всех ее членов, а не обеспечение отдельным жильем каждого из них.

Вместе с тем, автор считает необходимым обратить внимание на то, что отдельные кассационные суды общей юрисдикции, излагали правовую позицию согласно которой военнослужащий, не выполнивший свою обязанность по обеспечению жильем членов семьи, должен обеспечить их жилым помещением стоимостью эквивалентной их доли жилищной субсидии.

Также, следует отметить, что в случае приобретения военнослужащим жилого помещения за счет средств жилищной субсидии и препятствия последним во вселении членов семьи, они не лишены возможности обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. При этом судебные инстанции с наибольшей долей вероятности, удовлетворят исковые требования о вселении членов семьи военнослужащего.

1. Жилое помещение, приобретенное во время брака за счет средств жилищной субсидии, является совместно нажитым имуществом супругов и подлежит разделу.

2. Выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.

3. В случае не приобретения военнослужащим жилого помещения за счет средств жилищной субсидии, возможно в судебном порядке возлагать на военнослужащего обязанность приобрести членам семьи жилое помещение исходя из полагающийся им доли.

4. В случае отказа военнослужащего в предоставлении членам семьи права пользования жилым помещением, приобретенного за счет средств жилищной субсидии, они имеют право обращаться в суд с исковым заявлением о вселении и устранении препятствий в пользовании.

Юридические услуги Крым и Севастополь. Личные консультации оказываются на платной основе. Составления документов юридического характера удалённо. Возможно возмещения затрат клиента на юридические услуги.

Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

По российским законам военнослужащие имеют право не только на социальное и материальное обеспечение и повышенную пенсию, но и получение жилья от государства — бесплатно или на льготных условиях. В этой статье мы подробно расскажем, как военнослужащему улучшить жилищные условия.

На что могут рассчитывать военнослужащие с точки зрения жилищных условий?

Закон гарантирует военнослужащим право на получение служебного жилья или постоянного жилья одним из способов:

Способы получения служебного жилья

  • оформление в собственность бесплатно в порядке очереди;
  • по договору социального найма;
  • с помощью жилищной субсидии;
  • военная ипотека.

Выбор того или иного способа получения жилья зависит от продолжительности и даты начала военной службы.

Кому положено служебное жилье?

Любому и его семье должны бесплатно предоставить служебное жилье в течение трех месяцев с момента переезда в населенный пункт, где у военного нет своей квартиры. Однако в данном случае квартира предоставляется во временное пользование. После окончания службы или перевода в другое место помещение придется освободить в течение 3 месяцев.

Какой порядок действий, чтобы получить служебное жилье?

Чтобы получить служебное жилье, нужно сделать 4 шага:

Порядок получения служебного жилья

Шаг 1. Направить заявление в структурное подразделение ФГАУ «Росжилкомплекс» (контактные данные можно посмотреть здесь).

  • копии паспортов, свидетельства о рождении ребенка;
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака;
  • сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения службы (заполняется по утвержденной форме);
  • справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).

Шаг 2. После получения документов, военнослужащий признается нуждающимся в служебном жилье. Уведомление об этом направляется ему по почте.

Шаг 3. Военнослужащему в порядке очереди предоставляется жилое помещение и заключается договор.

Шаг 4. Если военнослужащего не устраивает качество помещения, он вправе от него отказаться. В этом случае он остается на учете до предоставления другого помещения.

В каких случаях военнослужащему компенсируются затраты на аренду квартиры?

Если военнослужащему не было предоставлено служебное жилье в течение 3 месяцев с момента прибытия на место прохождения службы, он имеет право на компенсацию арендной платы.

Выплата денежной компенсации за аренду жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно через бухгалтерию воинской части, где он проходит службу, на основании приказа командира воинской части (начальника организации).

Как военнослужащий может получить жилье в собственность в порядке очереди?

Военнослужащие, поступившие на службу по контракту до 1 января 2005 года, как правило, обеспечиваются жильем по старой системе — в порядке очереди. В данном случае алгоритм предоставления жилья выглядит следующим образом:

Получение жилья в собственность

Шаг 1. Военнослужащий направляет заявление в уполномоченный орган жилищного обеспечения (контактные телефоны можно посмотреть здесь). К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • копии паспортов, свидетельства о рождении ребенка;
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака;
  • выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
  • копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Читайте также:
Вычет по предыдущим годам декларации. Что и где писать?

Шаг 2. В течение 30 дней военнослужащий признается нуждающимся в обеспечении жильем, и он включается в очередь на получение квартиры. Если документы не соответствуют, принимается решение об отказе. В любом случае военнослужащему направляется уведомление.

Шаг 3. Жилые помещения распределяются Минобороны России в соответствии с очередью.

При желании военнослужащие, заключившие контракт до 2005 года, могут также воспользоваться военной ипотекой.

Как получить квартиру с помощью накопительно-ипотечной системы?

Военнослужащие, заключившие первый контракт после 1 января 2005 года, в большинстве случаев обеспечиваются жильем с помощью военной ипотеки.

Получение квартиры с помощью НИС

1. Военнослужащему необходимо написать рапорт о включении в реестр системы и передать его ответственному должностному лицу в военной части по месту службы;

2. Получить из регионального управления жилищного обеспечения уведомление о включении в реестр системы и открытии накопительного счета;

3. Ожидать накопления суммы, необходимой для первоначального взноса по ипотеке. Ежегодно государство перечисляет средства на специальный счет, на котором копятся средства на первоначальный взнос;

Размер НИС

4. Через 3 года военнослужащий получает возможность использовать накопленные средства в качестве первоначального взноса;

5. Если военнослужащий принимает решение о том, что он готов взять ипотечный кредит, необходимо получить свидетельство участника системы. Для этого нужно написать командиру воинской части рапорт о предоставлении целевого жилищного займа (ЦЖЗ);

6. Обратиться в банк, который работает с военной ипотекой, с заявкой на кредит. После одобрения ипотеки между военным и банком заключается особая разновидность ипотечного договора — договор целевого жилищного займа;

7. Необходимо застраховать жилье и подать документы на государственную регистрацию в Росреестр;

8. Пока идет военная служба погашать кредит будет государство.

Какое жилье можно приобрести с помощью военной ипотеки?

Государство оплатит только ту часть стоимости жилья, которая соответствует нормам предоставления жилплощади, то есть не более 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Какие категории военнослужащих имеют право на дополнительную площадь?

Право на дополнительную площадь (от 15 до 25 кв. метров) имеют:

Дополнительная площадь военным

  • военнослужащие в воинском звании полковник или выше, проходящие службу или уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по состоянию здоровья;
  • командиры воинских частей;
  • военнослужащие, имеющие почетное звание;
  • военнослужащие, являющиеся преподавателями военного вуза или военной кафедры при государственном вузе;
  • военнослужащие, являющиеся научными работниками и имеющие ученую степень или ученое звание.

Кто может рассчитывать на жилищную субсидию?

С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.

На получение жилищной субсидии имеют право следующие категории граждан, признанные нуждающимися в жилье:

  • Военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года;
  • Военнослужащие, находящиеся на военной службе более 20 лет;
  • Военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением (после 10 лет службы);
  • Семья военнослужащего, погибшего после увольнения со службы.

Какое помещение можно приобрести с помощью жилищной субсидии?

Жилищная субсидия предоставляется в порядке очереди. Ее размер зависит от военного стажа, заслуг военнослужащего и количества членов семьи, в среднем — 6,2 млн рублей.

Вместе с субсидией можно использовать собственные средства, материнский (семейный) капитал и/или ипотечный кредит или заем. Можно выбрать любое жилье — коттедж, дом, квартиру как на первичном, так и на вторичном рынке, практически любых параметров — в зависимости от размера субсидии.

Размер материнского капитала

Как военному получить жилищную субсидию?

Если гражданин соответствует всем критериям получения жилищной субсидии, для ее получения нужно пройти несколько шагов:

Жилищная субсидия для военнослужащих

Шаг 1. Подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечение Минобороны России по месту службы (список здесь) вместе с документами:

  • копии паспортов, свидетельства о рождении ребенка;
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака;
  • выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;
  • выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
  • копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • копия ИНН;
  • сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.

Шаг 2. Дождаться ответа Департамента жилищного обеспечения Минобороны России о внесении в реестр (в среднем занимает около 30 дней).

Шаг 3. В случае положительного решения необходимо открыть банковский счет и направить в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России заявление о перечислении средств по форме с указанием реквизитов этого счета.

Шаг 4. Ожидать решения в течение примерно 15 дней. В случае одобрения денежные средства поступят на указанный в заявлении банковский счет.

Как рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих?

Сумма выплаты рассчитывается, исходя нескольких составляющих:

норматив общей площади жилого помещения (33 кв. метра на одиноко проживающего военнослужащего, 42 кв. метра на семью из , 18 кв. метров на каждого члена семьи, если в ней проживает 3 или более человек);

норматив стоимости одного квадратного метра площади (в первой половине 2022 года норматив составляет 69 261 рублей за кв. метр);

продолжительность военной службы.

Рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих можно с помощью на сайте Министерства обороны Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: