Прием на работу бывшего госслужащего: уведомление

Госслужащий бывший – хлопоты настоящие

Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

Читайте также:
Основания и порядок замены газового счетчика
— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы

Принимая на работу бывших государственных и муниципальных служащих, необходимо соблюсти некоторые формальности – отправить сообщение по месту прежней работы сотрудника. Штрафы за несоблюдение этого требования весьма ощутимые. Рассказываем, как все сделать правильно.

Трудовой договор с бывшим госслужащим

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
  • Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
  • Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
  • Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст. 64.1 ТК РФ.
Читайте также:
Порядок восстановления договора купли-продажи квартиры

1.jpgУведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе, и с момента расторжения его контракта прошло менее двух лет (ст. 64.1 ТК РФ, ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Законом не установлен порядок уведомления нового работодателя, но желательно, конечно, сделать это в письменной форме.

Получив от сотрудника информацию, работодатель готовит письмо-сообщение, которое нужно направить по прежнему месту работы бывшего госслужащего.

В сообщении должны содержаться следующие сведения:

  1. ФИО (в случае если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  2. число, месяц, год и место рождения (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  3. должность государственной или муниципальной службы, замещаемая сотрудником непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  4. наименование организации по старому месту работы (полное, а также сокращенное);
  5. дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому экс-госслужащий принимается на новую работу;
  6. дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор – срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  7. наименование должности, которую занимает сотрудник по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  8. должностные обязанности, исполняемые по должности (указываются основные направления поручаемой работы).

Сообщение должно быть составлено на фирменном бланке компании, подписано руководителем компании или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, и заверено печатью (п. 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, далее – Правила).

Обратите внимание! Сообщение по последнему месту государственной службы гражданина направляется и в случае заключения с ним гражданско-правового договора (п. 2 Правил).

Работник не сообщил о своем опыте государственной службы

Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.

Читайте также:
Что такое гарантийное письмо и зачем оно нужно

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

15.jpg

О каких госслужащих можно не сообщать

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.

Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего

С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.

Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.

Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.

Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.

Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.

Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу

Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

Читайте также:
Можно ли не платить штрафы ГИБДД?

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Итак, работодатель обязан в десятидневный срок с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора уведомить бывшего нанимателя.

Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

Деятельность комиссий регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.
Читайте также:
Возможно ли ложное возбуждение уголовного дела?

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник – уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.

Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:

  • если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
  • обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
  • если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
  • предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
  • не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.
Читайте также:
Оформление доли в квартире

Сделайте рывок в бухгалтерской карьере. Пройдите онлайн профессиональную переподготовку «Бухгалтер на УСН» (по профстандарту «Бухгалтер», уровень квалификации 5, код А).

Обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, пояснил ВС РФ

МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Работодатели должны сообщать о приеме на работу всех бывших чиновников, которые ранее представляли декларации о доходах и имуществе. Об этом говорится в подготовленных разъяснениях судьям пленума Верховного суда РФ.

В нем Верховный суд фактически дал расширенное толкование применения ст. 19.29 КоАП. Введенная шесть лет назад в КоАП статья грозит штрафом работодателям, заключившим договор с бывшим муниципальным или госслужащим и не направившим в 10-дневный срок уведомление об этом по месту работы на госслужбе. Для граждан штраф составляет 2-4 тыс. руб., для должностных лиц – 20-50 тыс., а для юридических лиц – от 100 тыс. до полумиллиона руб. Срок давности по этой статье – шесть лет, отметил пленум ВС.

Только в первом полугодии этого года по данной статье КоАП прокурорами возбуждено 2,9 тыс. дел, 2,3 тыс. лиц привлечены к ответственности, а сумма наложенных штрафов – 162 млн руб. – в два раза превысила показатели первого полугодия 2016 года.

Условия уведомления

Пленум напомнил, что работодатель должен сообщить о приеме на работу, если экс-чиновник покинул госслужбу в течение двух лет, даже если после этого у него были другие места работы. При этом речь идет не только о трудовом договоре, но и о договоре на выполнение работ или оказание услуг в течение месяца или меньшего срока стоимостью более ста тысяч рублей. При этом не играет роли, курировал ли работу этой организации чиновник на госслужбе.

Расширение толкования

Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. “Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года”, – отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих “должен быть единый подход”.

Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.

Возможные лазейки

Пленум предусмотрел и возможные лазейки. Так, при уклонении работодателя от оформления с бывшим госслужащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 4 или 5 ст. 5.27 КоАП РФ). А при доказанности продолжительности фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (в течение 10 и более дней) – не исключает возможности привлечения работодателя к ответственности также по ст. 19.29 КоАП РФ.

Читайте также:
Какие документы нужны при продаже земельного участка?

Сообщать о приеме на работу нужно и при заключении с бывшим чиновником трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время у другого работодателя.

Если государственный или муниципальный орган, в котором ранее служил чиновник, упразднен или реорганизован (например, ФМС или ФСКН – прим. ТАСС) уведомление должно быть направлено в государственный орган, которому были переданы функции, а если они были распределены между несколькими структурами, допустимо сообщить в любой из них.

Статья относится и к адвокатам и нотариусам

К гражданам, которые подлежат административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, “могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающихся частной практикой”, пояснил пленум.

Без уведомления бывшего места работы на госслужбе экс-чиновник сможет обойтись в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или учрежденя им своей компании – это не подпадает под обязанность, установленную законом “О противодействии коррупции”, пояснил пленум.

Смягчение штрафа

Пленум не исключил возможности назначения юридическому лицу штрафа “ниже низшего предела” (т. е. меньше 100 тыс. руб.) “при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица”. Например, может быть учтено содействие юридического лица в раскрытии данного правонарушения, а также отсутствие в числе бывших служебных обязанностей экс-чиновника отдельных функций управления данной организацией. В то же время не могут быть снижены ниже минимальных установленные статьей суммы штрафов для граждан и должностных лиц по этой статье, отметил пленум.

Если же нарушение требования уведомить госорган не является существенным для противодействия коррупции (например, нарушено лишь требование к форме и содержанию уведомления), такое правонарушение может быть признано малозначительным.

Оценка прокуратуры

Замглавы Минюста Алу Алханов и замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек поддержали постановление. Коржинек, представляющий прокуратуру, которая и применяет эту статью, заметил, что разъяснение пленума “будет способствовать повышению результативности борьбы с коррупцией и ее проявлениями” и “даст новый импульс прокурорам в этом направлении их деятельности”. А расширительное толкование нормы о круге чиновников, о чьем дальнейшем трудоустройстве необходимо уведомлять, позволит вывести из тени бывших госслужащих, которые не были охвачены применением нормы закона “по формальным основаниям”.

Постановление пока направлено в редкомиссию для внесения ряда редакционных правок.

Кто наймет бывшего госслужащего — поплатится

Пугать не хочется, но промолчать не можем. На днях появилось постановление Верховного суда по делу регионального фонда капремонта, который взял на работу юриста и получил штраф 100 тысяч рублей. Юрист оказалась бывшей сотрудницей налоговой, и по закону нужно было отправить в эту налоговую уведомление: мол, ваша бывшая сотрудница работает у нас с такого-то числа на такой-то должности.

Фонд попытался оспорить штраф в суде. Районный суд отказал, областной тоже. Фонд пожаловался в Верховный суд, и там штраф отменили. Это хорошая новость для фонда, но она вам вряд ли поможет. Фонд капремонта признали организацией, которая фактически заменяет госфункции, и там нет коррупционных рисков.

У частных фирм, предпринимателей и обычных людей так не получится. Если кто-то из вас возьмет на работу бывшего госслужащего или закажет у него услуги, можно по незнанию влететь на штрафы. Юрлицам — до 500 тысяч рублей, директорам — до 50 тысяч, обычным гражданам — до 4 тысяч.

Кого это касается и зачем нам это знать? При чём тут вообще сотрудники и огромные штрафы?

В России действует закон о противодействии коррупции. По этому закону некоторые бывшие госслужащие могут устроиться на новую работу только с разрешения комиссии. А новые работодатели должны отправлять на прежнее место работы таких сотрудников специальные уведомления.

Читайте также:
Как получить кадастровый паспорт на гараж?

Это нужно знать всем, кто берет на работу сотрудников или заключает с кем-то гражданско-правовые договоры на что угодно: бухгалтерское обслуживание, юридические услуги, оформление документов на недвижимость, написание текстов или охрану.

Это касается даже обычных людей, у которых нет бизнеса. Например, если нанять юриста, а он окажется бывшим прокурором, следователем или судьей.

Вот когда нужно предупреждать бывшего работодателя:

  • если сотрудник уволился с государственной службы меньше двух лет назад;
  • при этом он занимал должность из специального перечня;
  • с ним заключен трудовой или гражданско-правовой договор;
  • по гражданско-правовому договору он получает больше 100 тысяч рублей в месяц.

Уведомление нужно отправить на прежнее место работы в течение десяти дней после официального оформления.

Это нужно делать, только если берешь бывшего госслужащего на работу по трудовой книжке?

Нет, не только тогда. Если заключить с бывшим госслужащим гражданско-правовой договор, по которому ему положено больше 100 тысяч рублей в месяц, тоже нужно подавать такие уведомления.

Что и куда нужно отправить, чтобы не получить штраф?

Сообщать бывшим работодателям, что вы взяли госслужащего на работу, можно в произвольной форме, главное — письменно. Специального бланка нет, но есть данные, которые нужно указывать.

Кроме реквизитов обеих сторон в уведомлении указывают должность, вид услуг, номер, дату и срок действия договора. Для гражданско-правового договора — еще и сумму.

Это уведомление с печатью и подписью нужно отправить в госструктуру, где раньше работал сотрудник. Можно почтой с уведомлением о доставке.

Как я узнаю, что сотрудник или исполнитель работал в госструктуре?

Если заключаете трудовой договор, заранее спросите сотрудника о прежнем месте работы и должности. Лучше еще до официального оформления или на собеседовании.

По закону сотрудник сам должен об этом предупредить. Но даже если не предупредил, проверьте записи в трудовой книжке за последние два года: вы должны принять меры, чтобы предотвратить нарушение. Иначе заплатите штраф.

Осторожнее с записями в трудовой книжке задним числом! С момента записи до подачи уведомления должно пройти не больше десяти дней.

Если заключаете гражданско-правовой договор, трудовая книжка не нужна, поэтому ориентируйтесь на слова исполнителя. Если речь зайдет о нарушении, будет важно, когда и как вы узнали о прежней работе бывшего госслужащего и знали ли вы об этом вообще. Еще важно, приняли ли вы меры, чтобы узнать об этом, как положено по закону.

Если вы сами знаете или предполагаете, что человек был на госслужбе, попросите письменное подтверждение или опровержение. Если что-то пойдет не так, это поможет оспорить штраф.

По трудовому кодексу работодатель не может требовать дополнительные документы, но если выпишут штраф, то его придется оспаривать в суде. Необязательно требовать подтверждение, можно вежливо попросить. И хотя Верховный суд считает, что работодатель не обязан проверять конкретные должности, если они не указаны в трудовой, районный суд может это не учесть. Лучше подстраховаться, чтобы не ходить по судам.

Уведомления нужно отправлять обо всех бывших госслужащих?

Нет, не обо всех. Есть перечень должностей, на которые распространяется это требование. Но он не закрытый, нечеткий, и не всегда понятно, нужно подавать уведомление или нет.

На всякий случай всегда отправляйте уведомление, если в трудовой книжке за последние два года указана какая-то государственная или муниципальная структура . И даже если это не последнее место работы. Верховный суд разъяснил, что уведомлять нужно только последнего работодателя, но у нас нет прецедентной практики, поэтому лучше не рисковать.

Если сообщить бывшему работодателю на всякий случай — это не нарушение. А если не сообщить, когда положено по закону, — это нарушение и за него могут оштрафовать.

Читайте также:
Покупка квартиры без нотариуса

А если новые обязанности или услуги вообще не связаны с госслужбой? Всё равно нужно уведомлять?

Да, нужно уведомлять в любом случае. В законе нет такой оговорки, что новая работа должна быть связана с прежней должностью.

Например, бывший сотрудник отдела госзакупок в администрации устроился на работу менеджером в магазин напольных покрытий. Или сотрудник Росреестра стал редактором сайта агентства недвижимости. Магазину и агентству недвижимости нужно уведомить госструктуры о том, что их бывшие сотрудники теперь работают в частных фирмах.

Неужели из-за одного уведомления, для которого даже нет конкретной формы, могут оштрафовать на 100 или 500 тысяч рублей? Уж это нарушение точно признают малозначительным.

Нет, не признают. Малозначительное нарушение — это не то, из-за которого нет ущерба, а то, которое не угрожает общественным отношениям.

Нарушение закона о противодействии коррупции точно не попадает в категорию малозначительных нарушений — это угроза безопасности государства. У Верховного и Конституционного судов на этот счет однозначная позиция. Малозначительным такое нарушение не признают и штраф не отменят.

Штраф могут уменьшить, если обнаружат исключительные обстоятельства. Например, если отправить уведомление на один-два дня позже или не указать в нем какой-то обязательный реквизит. Но это на усмотрение суда и касается только юридических лиц. Директорам, предпринимателям и физическим лицам эта статья не поможет.

Всё ясно. Нас решили задушить гигантскими штрафами. В этой стране бизнесу не выжить, надо валить или уходить в тень.

В основе нашего закона лежат международные документы: Конвенция ООН по противодействию коррупции и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Страны-участники обязаны принимать меры, о которых все договорились. В числе прочего там есть и требование про контроль трудоустройства бывших госслужащих.

Россия ратифицировала эти конвенции, приняла свой закон о противодействии коррупции и ввела штрафы для нарушителей.

Это не значит, что так можно победить коррупцию. Одних только штрафов и уведомлений недостаточно. С коррупцией проще всего бороться, если не давать и не брать взяток.

Соблюдать требование закона и отправлять уведомления, если принял на работу бывшего госслужащего, ничего не стоит. В отличие от гражданской обороны это не требует дополнительных расходов. Но это не значит, что можно вообще ничего не делать.

Прием на работу бывшего госслужащего – образец уведомления (2021)

Анкета при приеме на работу госслужащего – неотъемлемый элемент при сборе сведений о кандидате на замещение вакантной должности в госструктурах, для которых предусмотрена государственная служба. При трудоустройстве в частные фирмы и бюджетные организации, для которых не предусмотрена госслужба, такие документы оформлять нет необходимости. Но с завершением карьеры в качестве госслужащего, в течение последующих двух лет с даты увольнения с госслужбы каждый новый работодатель обязан сообщать в госорган, в котором кандидат на вакантную должность ранее служил, сведения о его трудоустройстве.

Прием на работу госслужащего – что надо знать

Обязанность уведомления бывших нанимателей о приеме на работу ранее уволенных госслужащих связана с реализацией комплекса антикоррупционных мероприятий, действующих на основе Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Но оповещение распространяется не на все категории госслужащих, а только на тех, чьи должности перечислены в Указе Президента от 18.05.2009 г. № 557 (определенные должности в органах МВД, Минобороны, ФСБ, ФСИН и др.).

В 2021 году сохранили свою актуальность применительно к бывшим госслужащим следующие нормы:

  • бывший госслужащий при трудоустройстве в течение двух лет с момента увольнения с государственной службы обязан сообщать своим новым работодателям, что ранее он имел статус государственного служащего;
  • в 2021 году продолжает действовать обязанность новых работодателей бывшего госслужащего уведомлять по последнему месту службы о приеме такого физического лица на работу. Количество мест работы после ухода с госслужбы значения не имеет, важен только срок, отсчитываемый с даты прекращения трудовых отношений в статусе государственного служащего;
  • в 2021 году, как и прежде, нет унифицированной или рекомендованной формы уведомления при устройстве на работу бывших госслужащих, есть только перечень обязательных для отражения в этом документе данных;
  • оповещать бывшего работодателя надо не только при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, но и при оформлении с ним договора ГПХ (при условии, что сумма вознаграждения в рамках гражданско-правового сотрудничества составила 100 тыс. руб. и более).
Читайте также:
Что такое гарантийное письмо и зачем оно нужно

Условия заключения трудового договора с бывшими госслужащими для новых работодателей прописаны в ст. 64.1 ТК РФ. В общем случае новому работодателю достаточно направить по месту службы кандидата на вакантную должность уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего. Если с момента увольнения с госслужбы прошло два года или более, такая обязанность с нового работодателя снимается.

Если государственный служащий при выполнении своих функциональных обязанностей реализует обязанности по управлению отдельными организациями, после увольнения с госслужбы устроиться в одну из таких структур гражданин сможет только при условии согласия на это комиссии, отслеживающей соблюдение требований к служебному поведению в сфере госслужбы. Подробнее о порядке приема на работу бывших госслужащих – здесь.

Уведомление о приеме на работу госслужащего: сроки

Обязанность по подаче уведомления сохраняется в течение двух лет, отсчитываемых от даты ухода гражданина с госслужбы (независимо от числа работодателей после этой даты). Причем направить его новый наниматель должен в законодательно отведенные для этого сроки – на процедуру дается не более 10 дней с момента заключения с бывшим госслужащим трудового соглашения или договора ГПХ.

Уведомление о приеме на работу госслужащего – образец

Законодательство обязывает работодателей оповещать о трудоустройстве бывших государственных служащих, но не ограничивает их в форме уведомления. Устное оповещение не предусмотрено, такой способ взаимодействия с бывшими работодателями госслужащих чреват негативными последствиями – новый работодатель при возникновении спорных ситуаций не сможет ничем доказать, что он связывался с соответствующим государственным или муниципальным органом. Поэтому уведомление работодателя о приеме на работу госслужащего (муниципального служащего) оформляется исключительно в письменном виде.

При составлении уведомления руководствоваться следует нормами правительственного Постановления от 21.01.2015 г. № 29:

  • документ печатается на фирменном бланке работодателя;
  • его подписывает руководитель предприятия или иное лицо, подпись которого стоит на трудовом договоре (от имени работодателя) или договоре ГПХ;
  • при наличии у нанимателя печати, документ должен быть заверен ею.

Документ должен содержать следующие реквизиты:

  • ФИО трудоустраиваемого физического лица (фамилия приводится та, которая была у человека в период нахождения на государственной службе), его дата и место рождения;
  • должность бывшего госслужащего, занимаемая им накануне увольнения из госоргана, согласно записи в трудовой книжке или в «Сведениях о трудовой деятельности»;
  • наименование организации-работодателя (и полное, и сокращенное при наличии);
  • реквизиты заключенного с бывшим госслужащим трудового договора – его дата и номер, срок действия, занимаемая должность по штатному расписанию, основные направления функциональных обязанностей;
  • для договоров ГПХ указывают дату, номер соглашения, срок действия, предмет договора и сумму вознаграждения.

Прием на работу бывшего госслужащего – образец уведомления

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: