Нарушение режима под домашним арестом – дорога в камеру

Соотношение сроков домашнего ареста и запрета выхода за пределы жилого помещения

Мера пресечения в виде домашнего ареста (заключения под стражу) в отношении обвиняемого может быть изменена на запрет определенных действий по инициативе органа расследования или суда (апелляционное постановление Московского областного суда № 22-8740/2018 от 18 декабря 2018 года по делу № 22-8740/2018, апелляционное постановление Иркутского областного суда № 22К-1662/2019 от 24 мая 2019 года по делу № 22К-1662/2019).

Запреты, предусмотренные пп. 2–6 ч. 6 ст. 105.1 УПК (общаться с определенными лицами, пользоваться средствами связи и др.), применяются до отмены или изменения меры пресечения.

Запрет выхода за пределы жилого помещения (п. 1 ч. 6 ст. 105.1 УПК) применяется на определенный срок, который устанавливается и продлевается судом в соответствии со ст. 109 УПК РФ (сроки содержания под стражей) и не может превышать по уголовным делам: о преступлениях небольшой и средней тяжести – 12 месяцев; о тяжких преступлениях – 24 месяца; об особо тяжких преступлениях – 36 месяцев.

При этом законодатель не уточнил, засчитывается ли срок домашнего ареста или содержания под стражей в срок запрета выхода за пределы жилого помещения, который фактически представляет собой «облегченную версию» домашнего ареста. В УПК сказано лишь о зачете срока такого запрета в срок содержания под стражей (п. 1.1 ч. 10 ст. 109 УПК), но не наоборот.

Логично, что время содержания под стражей или домашнего ареста при изменении меры пресечения должно включаться в срок запрета выхода за пределы жилого помещения, однако небогатая судебная практика по данному вопросу дает противоречивые ответы.

Так, апелляционным постановлением Московского городского суда от 31 июля 2019 года по делу № 10-14872/2019 постановление Гагаринского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 года о продлении меры пресечения в виде запрета определенных действий в отношении обвиняемого Ш. оставлено без изменения.

28 сентября 2018 года Ш. задержан в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, и 29 сентября 2018 в отношении него избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. 29 мая 2019 года мера пресечения Ш. изменена с домашнего ареста на запрет определенных действий до 26 июня 2019 года. Постановлением районного от 25 июня 2019 года продлен запрет определенных действий на 01 месяц 28 суток, всего до 10 месяцев 26 суток, то есть до 23 августа 2019 года.

Из текста решения следует, что по данному делу срок запрета исчисляется с 28 сентября 2018 года, то есть с момента задержания Ш., и включает срок нахождения под домашним арестом.

Иной подход наблюдается в апелляционном постановлении Московского городского суда от 21 августа 2019 года по делу № 10-16461/19, которым постановление Тверского районного суда города Москвы от 26 июля 2019 года о продлении Б. сроков запрета определенных действий оставлено без изменения.

Б. задержан 2 ноября 2018 года в порядке ст. 91,92 УПК и 04 ноября 2018 года в отношении него избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, срок которой продлен до 30 апреля 2019 года. Районным судом 24 апреля 2019 года мера пресечения в отношении Б. в виде домашнего ареста изменена на запрет определенных действий, срок которой продлен до 30 июля 2019 года. Постановлением районного суда от 26 июля 2019 года продлен срок запрета определенных действий на 2 месяца 24 суток, а всего до 6 месяцев, то есть до 24 октября 2019 года.

Таким образом, в данном деле срок меры пресечения исчисляется с 24 апреля 2019 года, то есть с момента изменения меры пресечения в виде домашнего ареста на запрет определенных действий.

При таком подходе допустимо избрание меры пресечения в виде запрета выхода за пределы жилого помещения после окончания предельного срока домашнего ареста или содержания под стражей, что явно противоречит принципам уголовного судопроизводства.

Пока законодательство и судебная практика не могут дать однозначного ответа об исчислении срока в подобных случаях. Другими авторами также отмечается немало иных недостатков и проблем в применении запрета определенных действий. Остается надеяться на появление в скором времени разъяснений Верховного суда относительно это «сырой» меры пресечения.

Что делать если арестовали за административное правонарушение

В правовой системе РФ административной ответственности отведено направление, регламентируемое КоАП. Конечно у проступков, подпадающих под «административку», существенно меньшие последствия, чем по уголовным правонарушениям. Однако относится самонадеянно к совершению противозаконных действий, наказуемых согласно Кодекса административных правонарушений не следует – можно оказаться под арестом и провести более двух недель в спецприемнике МВД.

Читайте также:
НДФЛ с аванса в 2022 год: нужно ли удерживать

Я, квалифицированный и профессиональный юрист, подробно разъясню вам суть ареста по «административке».

Правонарушения, наказываемые административным арестом

Среди наказаний по административным правонарушениям арест является наиболее строгой формой, ограничивающей свободу личности. По условиям 22 статьи Конституции РФ, арест россиянина происходит исключительно по соответствующему судебному решению.

Установление и применение ареста по «административке» происходит исключительно в качестве основного наказания (ст.3.3 ч.1 КоАП). Большинство статей административного кодекса (приведены ниже), предусматривающих арест в качестве наказательной формы, содержат альтернативные (более мягкие) виды наказаний.

Исключения: самовольное убытие из места отбывания ареста, либо уклонение от его отбывания, наказуемые 15 суточным административным арестом сразу же (ст.20.25 ч.2); управление автомашиной без прав вождения и в опьяненном состоянии незамедлительно наказывается 15 сутками ареста (ст.12.8 ч.3).

Согласно КоАП, установление ареста производится судьей за отдельные административные правонарушения из категории общественно-опасных:

  • игнорирование родителями (законными представителями) обязанностей к несовершеннолетним – до 5 суток (ст.5.35 ч.3);
  • незаконный оборот наркотиков (в т.ч. психотропных веществ) – до 15 суток (ст.6.8.);
  • потребление наркотиков (в т.ч. психотропных, психоактивных веществ) – до 15 суток (ст.6.9);
  • доход от проституции (т.е. сутенерство) – до 15 суток (ст.6.12);
  • пропаганда наркотиков (в т.ч. психотропных, психоактивных веществ) – до 15 суток (ст.6.13 ч.2);
  • мелкое хищение (имущество не дороже 1000 – 2500 руб.) – до 15 суток (ст.7.27);
  • взращивание (культивирование) наркотических (также психотропных) растений – до 15 суток (ст.10.5.1);
  • действия, создающие угрозу безопасности движения ж/д транспорту и метрополитену – до 15 суток (ст.11.1 ч.1);
  • нарушение норм поведения (неисполнение распоряжений КВС) на авиатранспорте – до 15 суток (ст.11.17. ч.6);
  • управление автотранспортом после лишения соответствующих прав – до 15 суток (ст.12.7 ч.2);
  • управление автотранспортом в нетрезвом состоянии и/или без соответствующих прав – до 15 суток (ст.12.8 ч.3);
  • не прохождение медосвидетельствования на опьянение водителем автотранспорта, не имеющим (лишенным) прав управления а/м – до 15 суток (ст.12.26 ч.2);
  • оставление места ДТП участвовавшем в нем водителем – до 15 суток (ст.12.27 ч.2);
  • игнорирование распоряжений судьи (также судебного пристава) в части исполнения судебных правил – до 15 суток (ст.17.3 ч.1);
  • неисполнение законного требования военнослужащего, обеспечивающего охрану госграницы РФ – до 15 суток (ст.18.7);
  • неисполнение законного распоряжений сотрудника силового ведомства (полиции, ФСБ, госохраны и т.п.) – до 15 суток (ст.19.3);
  • игнорирование обязанностей, определенных административным надзором по суду – до 15 суток (ст.19.24 ч.1);
  • демонстрация неуважения к обществу (в т.ч. в сети интернет), нарушение общественного порядка (мелкое хулиганство) – до 15 суток (ст.20.1);
  • создание помех деятельности объектов инфраструктуры (социальной, транспортной, жизнеобеспечения), препятствий движению пешеходов и/или автотранспорта к названным инфраструктурным объектам при проведении публичного мероприятия (митинга, собрания и т.п.) – до 15 суток (ст.20.2 ч.3);
  • организация массового единовременного пребывания (также передвижения) в общественных местах граждан (не публичного мероприятия), публичные призывы участия в массовом единовременном пребывании (также передвижении) в общественных местах граждан с нарушением общественного порядка, санитарных норм, препятствовании функционирования инфраструктурных объектов и/или доступа к ним – до 30 суток (ст.20.2.2 ч.4);
  • пропаганда, демонстрирование публично нацистской символики и/или атрибутики (также сходной с ними атрибутикой), либо иной запрещенной законом атрибутики и/или символики – до 15 суток (ст.20.3 ч.1);
  • публичное возбуждение ненависти (также вражды) по признакам языка, пола, национальности, расы, отношения к религии, происхождения, социальной принадлежности, в т.ч. в сети интернет – до 15 суток (ст.20.3.1);
  • игнорирование требований режима ЧС – до 30 суток (ст.20.5);
  • незаконное приобретение, хранение, передача, продажа, ношение или перевозка огнестрельного гладкоствольного оружия (гражданского) и ограниченного поражения – до 15 суток (ст.20.8 ч.6);
  • блокирование транспортных коммуникаций (участие, организация) – до 15 суток (ст.20.18);
  • нахождение в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах, скверах и т.п.) в состоянии опьянения – 15 суток (20.21);
  • игнорирование обязанности соблюдения условий административного наказания – до 15 суток (ст.20.25);
  • препятствование ходу контртеррористической операции – до 30 суток (ст.20.27 ч.3);
  • производство, распространение материалов экстремистского характера, отмеченных в соответствующем федеральном перечне – до 15 суток (ст.20.29);
  • игнорирование норм поведения зрителей в процессе официальных спортивных соревнований – до 15 суток (ст.20.31).
Читайте также:
Региональная доплата к пенсии в 2022 году

Судебное санкционирование административного ареста по какой-либо из перечисленных выше статей КоАП происходит, если иные наказательные меры, соответствующие обстоятельствам дела и характеру административного проступка, будут признаны недостаточными. Чаще всего арестный формат наказания применяется при неисполнении ранее наложенной штрафной санкции (ст.20.25 КоАП).

Как отмечается законодательством, целью применение ареста при административном проступке является удержание как правонарушителя, так и других лиц от совершения очередных правонарушений административного характера (ст.3.1 ч.1 КоАП).

Административный арест за нарушение ПДД

К кому не применим административный арест

Законодательством не допускается санкционирование ареста по правонарушениям административного характера, прежде всего, к следующим лицам (ст.3.9 ч.2 КоАП):

  1. беременным женщинам;
  2. женщинам с детьми младше 14 лет;
  3. правонарушителям моложе 18 лет;
  4. инвалидам (группы I и II);
  5. военнослужащим;
  6. военнообязанным, призванным на военные сборы;
  7. сотрудникам силовых ведомств (следком, УИС, ОВД, нацгвардии, ОПИ, таможенных органов, противопожарной госслужбы), имеющим спецзвания.

Согласно определения КС РФ за №195-О от 13.06.2006 г. суды вправе учитывать самостоятельное воспитание отцом детей младше 14-ти лет, как обстоятельство, исключающее допустимость наказания административным арестом.

Кроме того, аресту по «административке» не подлежат водители, чьи нарушения норм дорожного движения установлены техсредствами и подлежат наказанию соответственно гл.12 КоАП. Как отмечено в примечании 3 статьи 20.25 КоАП, неуплата водителями штрафа по административным правонарушениям, автоматически зафиксированным техсредствами с функцией фото- и видеозаписи, не является достаточной причиной ареста.

Порядок назначения ареста по «административке»

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).

Условия содержания административно арестованного

Порядок отбывания срока административного ареста нормирован законом за №67-ФЗ от 26.04.2013. На основании закона за №67-ФЗ (ст.3 ч.3) подготовлены «Правила внутреннего распорядка» для спецприемников (далее Правила), где содержатся арестованные за административные правонарушения (приказ МВД за №83 от 10.02.2014).

У лица, состоящего под арестом по статье КоАП, имеются следующие законные права (ст.7 закон 67-ФЗ):

  • информирование об обязанностях и правах, об условиях и порядке отбывания наказания в спецприемнике, также об их изменениях;
  • на безопасность (личную);
  • на вежливое обращение персонала спецприемника;
  • на подачу предложений, жалоб и заявлений в отношении своих законных интересов, нарушенных прав и обоснованности арестной «административки» (в рамках законодательства РФ);
  • на свидания с родственниками-знакомыми (см. ниже);
  • на юридическую помощь (см. ниже);
  • на сохранение при себе записей с документами, относящимися к реализации прав и законных интересов лица, отбывающего арест;
  • на охрану здоровья, включая первую помощь, медпомощь и пользование назначенными по медпоказаниям лекарственными средствами;
  • на материально-бытовое обеспечение;
  • на использование своими постельными принадлежностями, также иными предметами и вещами, допускаемыми внутренним распорядком (см. ниже);
  • на распоряжение своими денежными средствами в целях оплаты телефонных переговоров, отправки почты, покупки пищевых продуктов, гигиенических средств, предметов первой необходимости, печатных изданий и иных товаров, разрешенных распорядком спецприемника (см. ниже);
  • на осуществление самообразования;
  • на пользование печатными изданиями и книгами, также на пользование литературой из библиотеки спецприемника;
  • на отправление религиозных обрядов без нарушения распорядка пенитенциарного учреждения и ущерба правам других лиц, содержащихся под административным арестом;
  • на отправление почты (письма, телеграммы), получение ответов по обращениям, также передач, посылок, писем и телеграмм в рамках внутреннего распорядка спецприемника;
  • на обеспечение постельными, посудными принадлежностями и средствами личной гигиены по распорядку специального приемника МВД;
  • на телефонные разговоры продолжительностью до 15 минут ежесуточно (оплачиваются арестованным лицом);
  • на тайну переписки;
  • на обеспечение спальным местом (индивидуальным), на ночной сон (восьмичасовой);
  • на трехразовое питание (ежедневно, бесплатно);
  • на дневную прогулку (ежедневно, длительность – не менее часа);
  • на обеспечение письменными принадлежностями (бесплатно).
Читайте также:
Снятие обременения с квартиры по ипотеке в 2022 году

По условиям 10 статьи закона за №67-ФЗ, для административно арестованного предоставляется одно свидание с родственниками-близкими за весь период ареста, длительностью один час. В VI разделе Правил отмечено, что видеться с арестованным могут единовременно до двух человек, в специальном помещении и исключительно при наблюдении сотрудников спецприемника.

Количество свиданий с юридическим представителем (адвокатом) для лиц, отбывающих административный арест, не ограничено (ст.11 закона за №67-ФЗ). Длительность встречи (свидания) с адвокатом – до 2 часов. Наблюдение администрацией при этом ведется лишь визуально, без техсредств прослушивания.

В перечне разрешенных для арестованного по «административке» промтоваров, пищевых продуктов и предметов первой необходимости, являющемся приложением №11 к вышеназванным Правилам, содержатся:

  • продукты питания нескоропортящиеся, не нуждающиеся в тепловой обработке, не просроченные (распознаваемые дата изготовления, срок годности). Все пищевые продукты должны быть промышленного производства, в оригинальной нераспечатанной упаковке компании-изготовителя;
  • сигареты, спички (курящим);
  • одежда (один комплект), без подтяжек, поясного ремня и галстука. Головной убор, сезонная обувь (металлические набойки запрещены);
  • спортивный костюм (мужчинам, один комплект), домашний халат (женщинам, один комплект);
  • нательное белье (только два комплекта);
  • носки, колготки, чулки;
  • перчатки, либо варежки (одна пара);
  • платки носовые;
  • тапочки комнатные, либо спортивные (одна пара);
  • туалетные принадлежности. Мыло (жидкое, туалетное, хозяйственное), шампуни, щетка зубная, паста или порошок зубные, футляры (пластик) для зубной щетки и мыла, кремы, пластиковые расческа и гребень;
  • сумка, либо вещевой мешок;
  • очки, пластиковые футляры для них;
  • карманное зеркало (если зеркала в помещении нет);
  • безопасные бритвы одноразовые, либо механические;
  • губка, либо мочалка;
  • ручка шариковая с запасными стержнями, карандаш простой;
  • письменная бумага, тетради ученические, открытки, почтовые конверты и марки;
  • бумага туалетная;
  • религиозно-культовые предметы (традиционные конфессии), предназначенные для пользования индивидуально (ношение нательное, карманное). При этом колюще-режущие культовые предметы, из драгметаллов и драгоценных камней, а также являющиеся культурно-исторической ценностью – полностью запрещены;
  • часы (карманные, наручные), не состоящие из драгметаллов;
  • постельное белье (комплект – наволочка, две простыни), полотенце;
  • литература (включая учебную, религиозную), периодические издания;
  • фотографии;
  • игры настольные.

Кроме того, состоящим под административным арестом женщинам дозволяется, по Правилам, иметь при себе или получать почтовыми отправлениями косынки, бюстгальтеры, пояса, вату, марлю, заколки, тампоны гигиенические, принадлежности косметического назначения, пластиковые бигуди. А арестованным лицам, имеющим соответствующее заключение медработника, разрешаются деревянные трости и костыли.

Сроки давности при административных правонарушениях

Как смягчить административное наказание

Ввиду исключительности случаев применения арестных наказаний (ст.3.9. ч.2 КоАП), решение о назначении этой формы наказания принимается судьей после пристального изучения дела о правонарушении.

Также учитываются социальные особенности правонарушителя: наличие постоянной работы, стабильного (регулярного) дохода, неоплаченных штрафов, предыдущие случаи привлечения по «административке». И если обстоятельства дела укажут, что целесообразность применения штрафа минимальна или отсутствует (взимание суммы штрафа затруднительно, либо невозможно) – будет применен арест.

Необходимо отметить, что законодательными нормами не предусмотрена возможность замены арестного наказания на штрафную санкцию, за исключением части 3 статьи 12.8 КоАП. Но там замена ареста штрафом при административном проступке допускается, лишь если нет самой возможности арестовать правонарушителя – тот относится категории лиц, неподлежащих аресту.

Как оспорить постановление о привлечении к административной ответственности

При поддержке адвоката возможно обжаловать постановление об аресте за административные проступки, добившись его замены штрафом. Обстоятельствами, смягчающими по условиям статьи 4.2 КоАП административную ответственность лица, являются:

  • раскаяние правонарушителя;
  • прекращение противоправного поведения добровольно;
  • добровольное сообщение правонарушителем о совершенном административном проступке в орган, занимающийся делами по «административкам»;
  • содействие органу, осуществляющему производство дела по административному проступку данного лица;
  • предотвращение административным нарушителем последствий совершенного им проступка;
  • добровольное возмещение, либо устранение вреда, причиненного правонарушением данного лица;
  • добровольное исполнение постановления (предписания) на устранение административного правонарушения его виновником – до того, как постановление (предписание) будет вынесено.
Читайте также:
Рассчитать сумму ипотеки по доходу

Наконец, обстоятельствами смягчающего значения признаются совершение административного проступка при состоянии аффекта (также сложного стечение личных, семейных обстоятельств), осуществление правонарушения несовершеннолетним, либо беременной женщиной или воспитывающей малолетнего ребенка.

Последствия отбытия административного ареста

Арестное наказание по нормам КоАП не означает приобретения судимости, а непосещение рабочего места по причине нахождения под арестом – не выступает прямым поводом увольнения. Даже если арест займет 30 суток, то работодатель месячную з/плату не выплатит, но не уволит.

Однако нужно отметить, что определенные обстоятельства административного проступка могут стать законными причинами уволить провинившегося гражданина в соответствии Трудовому кодексу. К примеру, если работник совершил подпадающую под арест «административку» в состоянии опьянения, будучи на рабочем месте (например, за рулем автомашины работодателя или на территории объекта работы) – его будут вправе законно уволить по статье 81 (ч.6 п.«б») Трудового кодекса.

С даты вступления постановления о наказании по административному проступку в силу следующие 12 месяцев лицо будет признаваться подвергнутым наказанию (ст.4.6. КоАП). И если в данном годичном периоде лицом будет осуществлено административное правонарушение, однородное прежде совершенному (отягощающее обстоятельство) – то наказание будет наиболее строгим (ст.4.3. ч.1 п.2 КоАП).

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ненецкого автономного округа

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается судом на основании ст.107 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) в отношении подозреваемого или обвиняемого, когда невозможно применить более мягкую меру пресечения. Под домашним арестом подразумевается полная или частичная изоляция гражданина от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, над ним и за его действиями осуществляется полный контроль – возлагаются ограничения и (или) запреты. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

Мера пресечения применяется в том случае, если гражданин подозревается или обвиняется в совершении преступления, за которое судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более 3 лет, а также в случае, если нарушена ранее избранная мера пресечения.

Домашний арест избирается судом на основании ходатайства следователя (дознавателя) на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста может быть также продлен в случае невозможности закончить предварительное следствие и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в порядке, установленном ст.109 УПК РФ.

Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может ему запретить и (или) ограничить: выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает; общение с определенными лицами; отправку и получение почтово-телеграфных отправлений; использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

В зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем вышеперечисленным запретам и (или) ограничениям.

Контроль за исполнением меры пресечения осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями, в том числе, с применением специального электронного браслета

Ограничения могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело.

Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, то местом исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста считается территория соответствующего учреждения здравоохранения до ее отмены или изменения.

Читайте также:
Можно ли потратить мат капитал на ремонт

В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.

Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником, законным представителем, а также с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого или обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности проходят в месте исполнения этой меры пресечения.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, условий исполнения этой меры пресечения следователь, дознаватель вправе подать ходатайство об изменении меры пресечения. Если нарушение условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста было допущено после назначения судебного разбирательства, эта мера пресечения может быть изменена по представлению контролирующего органа.

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

29 мая 2017, 18:39

Домашний арест – как разновидность меры пресечения. Права граждан, находящихся под домашним арестом

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается судом на основании ст.107 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) в отношении подозреваемого или обвиняемого, когда невозможно применить более мягкую меру пресечения. Под домашним арестом подразумевается полная или частичная изоляция гражданина от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, над ним и за его действиями осуществляется полный контроль – возлагаются ограничения и (или) запреты. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

Мера пресечения применяется в том случае, если гражданин подозревается или обвиняется в совершении преступления, за которое судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более 3 лет, а также в случае, если нарушена ранее избранная мера пресечения.

Домашний арест избирается судом на основании ходатайства следователя (дознавателя) на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста может быть также продлен в случае невозможности закончить предварительное следствие и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в порядке, установленном ст.109 УПК РФ.

Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может ему запретить и (или) ограничить: выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает; общение с определенными лицами; отправку и получение почтово-телеграфных отправлений; использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

В зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем вышеперечисленным запретам и (или) ограничениям.

Контроль за исполнением меры пресечения осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями, в том числе, с применением специального электронного браслета

Ограничения могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело.

Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, то местом исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста считается территория соответствующего учреждения здравоохранения до ее отмены или изменения.

В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.

Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником, законным представителем, а также с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого или обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности проходят в месте исполнения этой меры пресечения.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, условий исполнения этой меры пресечения следователь, дознаватель вправе подать ходатайство об изменении меры пресечения. Если нарушение условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста было допущено после назначения судебного разбирательства, эта мера пресечения может быть изменена по представлению контролирующего органа.

Читайте также:
Можно ли оспорить отказ от наследства в 2022 году

Утвержден новый порядок контроля за находящимися под домашним арестом

Советник ФПА Нвер Гаспарян отметил, что для стороны защиты приказ – это возможность проверить соблюдение сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции достаточно подробных его предписаний, чтобы попытаться признать предусмотренную процедуру нарушенной. По словам другого адвоката, в новом акте устранены некоторые пробелы, которые ранее могли привести к формальным ограничениям права на защиту.

С 15 сентября вступит в силу новый «Порядок осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог», утвержденный совместным Приказом Минюста, МВД, Следственного комитета и ФСБ от 31 августа 2020 г. № 189/603/87/371 (опубликован 4 сентября).

Первый раздел документа посвящен общим положениям, во втором регулируется подготовка документов, необходимых для осуществления контроля. Непосредственно контролю посвящен третий раздел.

В п. 12 Порядка закреплено, что должно разъяснить должностное лицо инспекции в первой беседе с подозреваемым или обвиняемым. В частности, необходимо сообщить о возможности применения технических средств при осуществлении контроля за соблюдением подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, возложенных судом запретов.

Согласно п. 13 беседа с несовершеннолетним лицом, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, проводится в присутствии его законных представителей, а при их отсутствии – педагога или психолога.

В п. 18 отражены полномочия уголовно-исполнительной инспекции. К примеру, не реже двух раз в неделю она проводит проверки в то время, когда подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, запрещено выходить из дома (при применении технических средств контроля – не реже одного раза в неделю).

В соответствии с п. 23 решение о применении технических средств контроля оформляется постановлением начальника инспекции. При этом подозреваемому или обвиняемому разъясняется ответственность за порчу оборудования, а при применении электронного браслета выдается памятка о мерах безопасности и правилах его эксплуатации. Решение об отмене использования, замене и (или) изъятии технических средств контроля также принимается начальником инспекции, но оформляется уже мотивированным постановлением (п. 25).

Раздел IV регулирует проведение проверки по фактам выявленных нарушений условий исполнения мер пресечения после назначения судебного разбирательства. В следующем разделе затрагивается организация доставки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избран домашний арест, в органы дознания, следственные органы и в суд. Согласно п. 33 в этом случае используется транспорт инспекции или территориального органа ФСИН.

В разд. VI урегулировано снятие подозреваемого или обвиняемого с учета, а в разд. VII – вопросы, связанные с личным делом подозреваемого, обвиняемого. Большая часть объемного документа посвящена рекомендуемым формам различных документов (извещения, личного дела, подписки и др.).

Комментируя документ «АГ», советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян отметил, что данный приказ заменил собой совместный Приказ от 10 февраля 2016 г. «Об утверждении порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов или ограничений». Нынешний акт касается не только домашнего ареста, но и меры пресечения в виде залога и запрета совершения определенных действий, которая была введена Законом от 18 апреля 2018 г. № 72-ФЗ, заметил эксперт.

«Новый приказ усиливает контроль со стороны уголовно-исполнительных инспекций за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения, подробно прописывает процедуру осуществления контроля, полномочия должностных лиц и обязанности подозреваемых, обвиняемых», – указал Нвер Гаспарян. При этом, добавил он, предусматривается частое использование технических средств контроля, а при выявлении нарушений назначается проверка, по результатам которой возможно инициирование вопроса об изменении меры пресечения на более суровую.

«Для стороны защиты приказ представляет собой возможность проверить соблюдение сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции достаточно подробных предписаний приказа, чтобы попытаться признать предусмотренную процедуру нарушенной», – отметил советник ФПА.

Адвокат АК «Судебный адвокат» Валерий Саркисов положительно оценил новый приказ. Во-первых, пояснил эксперт, он приводит действующее правовое регулирование в соответствие с новеллами УПК: «Утративший силу Порядок, принятый в 2016 г., регламентировал отношения, связанные исключительно с исполнением домашнего ареста. Новый приказ регулирует организационные отношения не только в части домашнего ареста, но и по исполнению запрета определенных действий и залога».

Читайте также:
Оформление декларации на возврат подоходного налога

Во-вторых, устраняются некоторые пробелы, которые ранее, по словам адвоката, на практике могли привести как к организационным сложностям для органов предварительного расследования, так и к формальным ограничениям в реализации права на защиту. «Например, регламентирована возможность информирования уголовно-исполнительной инспекции о предстоящем судебном рассмотрении ходатайства следователя об избрании меры пресечения посредством телефонной связи, установлена необходимость информирования инспекции следователем в части сообщения контактных данных защитника», – пояснил Валерий Саркисов.

Статья 107 УПК РФ. Домашний арест (действующая редакция)

1. Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

2. Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном статьей 109 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

2.1. В срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей. Совокупный срок домашнего ареста и содержания под стражей независимо от того, в какой последовательности данные меры пресечения применялись, не должен превышать предельный срок содержания под стражей, установленный статьей 109 настоящего Кодекса.

3. Домашний арест в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

4. Рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства.

5. При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста судья по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, вправе избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий или залога.

6. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, контролирующему органу по месту отбывания домашнего ареста, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

7. Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может установить запреты, предусмотренные пунктами 3 – 5 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса.

8. В зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам, указанным в части седьмой настоящей статьи, либо некоторым из них. Запреты могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело. Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

9. В решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения, в том числе место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, запреты, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом.

Читайте также:
Как написать жалобу: образец оформления претензии

10. Контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных на него судом запретов осуществляется в порядке, установленном частью одиннадцатой статьи 105.1 настоящего Кодекса.

11. Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, то до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты. Местом исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.

12. В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.

13. Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом, с защитником, законным представителем, а также с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого или обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности проходят в месте исполнения этой меры пресечения.

14. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, условий исполнения этой меры пресечения, отказа от применения к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения им иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, суд по ходатайству следователя или дознавателя, а в период судебного разбирательства по представлению контролирующего органа может изменить эту меру пресечения на более строгую.

Комментарий к ст. 107 УПК РФ

1. Содержание домашнего ареста состоит в запретах обвиняемому (подозреваемому) покидать определенное помещение (здание, участок территории), общаться с некоторыми лицами устно, письменно и по средствам связи, устанавливаемых в целях обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого). О надлежащем поведении см. коммент. к ст. 102.

Домашний арест является физически-принудительной мерой пресечения, физически изолирует обвиняемого (подозреваемого) от общества, избирается по решению суда без согласия обвиняемого и согласия органов, обеспечивающих соблюдение установленных ограничений. О проблеме согласия обвиняемого (подозреваемого) на домашний арест см. коммент. к ч. 3 настоящей статьи.

2. Не могут быть ограничены процессуальные права обвиняемого и подозреваемого на участие в судебных заседаниях, следственных и иных процессуальных действиях (например, в допросе свидетеля, производимом по ходатайству обвиняемого, отправке письменных жалоб, получении по почте повесток и других процессуальных документов, ведении переговоров с защитником и т.д.).

3. При домашнем аресте свобода передвижения обвиняемого (подозреваемого) ограничивается больше, чем при подписке о невыезде. Ему может быть запрещено постоянно или в определенное время покидать жилое помещение, здание, участок территории (дачи, гостиницы); посещать определенные места (район населенного пункта, увеселительные заведения); выходить из жилого помещения без сопровождения.

В силу отличия домашнего ареста от заключения под стражу обвиняемый (подозреваемый) не может быть принудительно помещен в специализированное помещение (закрытого типа). При домашнем аресте отсутствует “содержание под стражей” (п. 42 ст. 5 УПК). Однако при согласии обвиняемого (подозреваемого) домашний арест может исполняться в месте, указанном в решении суда. При домашнем аресте обвиняемый (подозреваемый) не изолируется от совместно проживающих с ним лиц.

4. Ограничения общаться с определенными лицами могут заключаться в запрете на встречи и разговоры с участниками судопроизводства по этому делу (подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими и их представителями, свидетелями, экспертами, понятыми), с их родственниками и друзьями, со своими товарищами по работе, подчиненными, приятелями (через которых можно воспрепятствовать производству по делу).

5. Запрет получать и отправлять почтовые отправления не распространяется на почтовые переводы денежных средств.

6. Ограничения по ведению переговоров устанавливаются путем указания лиц, с которыми запрещено или разрешено вести переговоры, а также определенных средств связи (Интернета, электронной почты, телефона, телетайпа, факса, радио и др.).

7. Для избрания домашнего ареста необходимы наличие оснований, условий, мотивов и вынесение судом соответствующего постановления или определения (ст. ст. 97, 99, 101 УПК).

8. Закон в качестве специального условия предусматривает, что домашний арест применяется при наличии оснований и условий для заключения под стражу (см. коммент. к ст. 108) тогда, когда содержание под стражей обвиняемого или подозреваемого (помещение в следственный изолятор) нецелесообразно в силу ряда обстоятельств: а) старческого возраста, тяжелого состояния здоровья, беременности или кормления грудью; б) особого социального или должностного статуса (по практике уставов уголовного судопроизводства 1864 года домашний арест применялся к высокопоставленным чиновникам, военным начальникам, депутатам); в) наличия места жительства или пребывания; г) наличия нормативной, организационной и материально-технической базы для исполнения домашнего ареста. На сегодняшний день отсутствие этого условия практически исключает использование данной меры пресечения в практике.

Читайте также:
Как вернуть налог с покупки машины

9. Домашний арест избирается в таком же порядке, как и заключение под стражу (о нем см. коммент. к ст. 108). Конституционность данной нормы подтверждена Постановлением КС РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П.

10. Устанавливаемые судом ограничения должны обеспечивать цели мер пресечения, а не ущемление прав обвиняемого (подозреваемого). Поэтому указание конкретных ограничений суд должен мотивировать.

Токийские правила, утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/110, предусматривают принцип минимального вмешательства при применении мер, не связанных с тюремным заключением. Конкретные ограничения для обвиняемого (подозреваемого) формулируются в практичной и четкой форме, и их число по возможности сводится к минимуму (п. п. 2.6; 12.2). В процессе применения не связанных с тюремным заключением мер соблюдается право обвиняемого на личную жизнь, а также право на личную жизнь его семьи (п. 3.11).

11. Суд указывает тот орган или должностное лицо, на которые возлагается надзор за соблюдением установленных ограничений. Эти органы и должностные лица определяются подведомственными нормативными актами.

При этом редакция ч. 3 коммент. статьи подчеркивает некоторую “добровольность” домашнего ареста по сравнению с заключением под стражу. Пункт 3.4 Токийских правил предусматривает, что не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на обвиняемого и которые применяются до формального разбирательства или суда, требуют согласия обвиняемого. Однако вывод об обязательности согласия обвиняемого для его домашнего ареста (действительно не связанного с тюремным заключением) является неверным. Во-первых, при домашнем аресте устанавливаются не обязательства, а ограничения. Во-вторых, домашний арест избирается при наличии оснований для заключения под стражу, которое в данном случае нецелесообразно. Поэтому отказ обвиняемого от домашнего ареста “автоматически” влечет заключение под стражу.

Изложенное свидетельствует, что при домашнем аресте присутствует физическое принуждение, которое не позволяет толковать норму ч. 3 ст. 107 УПК так, будто бы запреты “соблюдаются” самим обвиняемым, а органы “надзирают” за этим. В действительности обвиняемый “подвергается ограничениям”, а надзирающий орган не может быть пассивным наблюдателем нарушений со стороны обвиняемого (подозреваемого). Эти нарушения должны предупреждаться и пресекаться с помощью соответствующих контролирующих полномочий (выставление охраны, контроля сообщений и переговоров, применение физической силы и специальных средств).

12. Закон не устанавливает специальный срок применения домашнего ареста (об общем сроке действия меры пресечения см. коммент. к ст. ст. 97 и 100). Время домашнего ареста засчитывается в срок заключения под стражу (ч. 10 ст. 109 УПК). Соответственно этому время домашнего ареста (в качестве части срока заключения под стражу) должно быть засчитано в срок уголовного наказания в виде лишения свободы из расчета один день за один день (несмотря на то что в ст. 72 УК это прямо не предусмотрено). Кроме того, процессуальный закон специально устанавливает правило исчисления срока домашнего ареста (ч. 1 ст. 128 УПК). В соответствие с международно-правовыми нормами должен быть установлен специальный срок домашнего ареста по аналогии со сроком заключения под стражу (ст. 109 УПК). Каждое арестованное лицо имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение (ст. 9 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 Римской конвенции). Срок действия меры, не связанной с тюремным заключением, не превышает срока, установленного компетентным органом в соответствии с законом (п. 11.1 Токийских правил). Если суд при избрании домашнего ареста не установит его срок, то фактически домашний арест будет действовать пока ведется предварительное расследование и судебное разбирательство, т.е. до истечения срока давности уголовного преследования (до 15 лет по особо тяжким преступлениям – ст. 78 УК). Это грубо и неоправданно (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) нарушает международные стандарты и конституционное право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции). Если суд не установит срок домашнего ареста, то обвиняемый фактически теряет возможность обжаловать неограниченное продление срока содержания под домашним арестом.

Читайте также:
Региональная доплата к пенсии в 2022 году

Представляется, что суд в постановлении (определении) об избрании домашнего ареста должен установить срок ограничений по правилам ст. 109 УПК. По сходным правилам срок домашнего ареста должен продлеваться.

Под ред. А.В. Смирнова “КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

Штрафы с дорожных камер: новый порядок получения и обжалования

Автомобилистов ждет новый порядок получения и обжалования штрафов, зафиксированных камерами дорожного наблюдения. Документ вступит в силу уже в сентябре 2021 года. Попробуем понять, изменится и упростит ли новый порядок администрирование и уплату штрафов.

Что изменилось в нормативной базе о получении уведомлений

Правительство РФ приняло постановление от 19.06.2021 № 947, которым утверждены Правила направления нарушителям копий постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, если материалы получены с дорожных камер.

Вступление документа в силу запланировано на 01.09.2021.

Основным изменением станет то, что в оповещении нарушителей, а также в обжаловании штрафов будут задействованы электронные каналы связи.

Так, если сейчас обжаловать штраф можно лично или по почте, то с 01.09.2021 сделать это можно будет через портал «Госуслуги» с помощью простой или усиленной ЭЦП.

Также автовладельцы смогут выбрать для себя получение «писем счастья» исключительно в электронном виде. В этом случае они будут приходить в личный кабинет на портале «Госуслуги», а напоминания направляться на электронную почту, с помощью СМС и push-уведомлений. Это позволит не пропустить отведенные на обжалование штрафа 10 дней. Отсчет начнется на следующий день с даты размещения документа в личном кабинете.

Если же гражданин не даст согласия на исключительно электронное обслуживание, то процедура уведомления следующая:

  1. Уведомление о штрафе будет направлено на портал «Госуслуги».
  2. Врученным документ считается в случае, если будет зафиксирован вход пользователя на портал в течение 7 дней с момента загрузки документа.
  3. Если фиксация входа не будет зарегистрирована, автомобилист получит традиционное бумажное уведомление, при этом отсчет 10 дней начнется с даты вручения бумажного экземпляра.

Если автовладелец сначала дал согласие на получение уведомлений исключительно в электронном виде, а затем передумал, он может отказаться от электронной рассылки и отозвать ранее данное согласие. Сделать это можно в личном кабинете или направив письменное заявление оператору портала «Госуслуги».

При этом за пользователем сохраняется право в любой момент вернуться к получению электронных уведомлений. Для этого понадобится заново дать соответствующее согласие в личном кабинете или по почте.

О том, что грозит водителю за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к разъяснениям.

Что изменилось в порядке обжалования уведомлений

Обжаловать штраф можно будет также в личном кабинете на портале «Госуслуги». Если жалоба подана в электронном виде, копия решения также будет направлена в личный кабинет адресата.

Электронная копия решения будет считаться доставленной с момента входа адресата на портал. При этом отметим, что цель входа не учитывается, фиксируется лишь сам факт посещения. То есть автолюбитель может войти на портал с целью, например, записаться на прием к врачу, но система отметит, что пользователю доставлена копия решения по жалобе.

Если хотите уплатить штраф ГИБДД со скидкой, переходите к разъяснениям экспертов. Просто получите бесплатно пробный доступ к системе «КонсультантПлюс» и смотрите указания.

Итоги

С 01.09.2021 автовладельцы смогут выбрать порядок получения и обжалования штрафов ГИБДД: только в электронном виде или в электронном с бумажным дублированием. При выборе электронного оповещения уведомление о штрафе будет считаться врученным на следующий день с даты его размещения в личном кабинете. При выборе второго варианта — при посещении портала «Госуслуги» в течение 7 дней.

О порядке расчета и уплаты налога на транспорт узнайте из нашей рубрики «Транспортный налог».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: