Минимальный размер доплаты за работу во вредных условиях

Доплата медицинским работникам

Вопросы установления порядка определения компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях труда, имеют широкое и детальное правовое регулирование, но на практике в медорганизации возникает множество вопросов, связанных с их предоставлением.

Регулирование вопроса

В 2013 году был принят новый закон «О специальной оценке условий труда», в котором установлен порядок отнесения условий труда к вредным, определен круг субъектов, которые могут проводить такую проверку.
В связи с принятием нового закона, в ряд законодательных актов были внесены соответствующие изменения, в частности, в положениях Трудового кодекса отражен порядок дифференцированного предоставления компенсационных выплат и гарантий, зависящих от класса условий труда на рабочих местах, минимальные их размеры (ст. 147, 117, 92 ТК).

6 правил установления размера компенсаций
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка предоставления и определения размера компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях регламентированы Федеральным законодательством и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – это подзаконные нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленные на разъяснения порядка применения норм федерального законодательства и не противоречащие федеральному законодательству.
Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами (п. п. 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 ), следовательно, не содержат обязательных для исполнения норм и предписаний, а носят рекомендательный и информационный характер.
Так, в частности, письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ЩЩГ-486 разъяснено, что вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
В письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснил, что, несмотря на различия в аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, процедура оценки соответствия условий труда нормам и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест в целом идентичны, в связи с чем, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следует учитывать класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
В письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г. № 16-3/10/2-6752 говорится, что в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в ряде учреждений устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению), тогда как, в трудовом законодательстве РФ установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий.
Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены. Минтруд РФ в Правительственной телеграмме от 19 декабря 2014 г. № 15-0/10/П-7498 рекомендует в случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Говорит о недопустимости уменьшения фонда оплаты труда и сохранении достигнутого уровня заработной платы медицинских работников (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 ).

ИЗ ВСЕГО ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СЛЕДУЕТ:

1. Для работников, которым по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 г. установлены размеры компенсаций и гарантий в объеме согласно действующим на тот момент нормативам законодательства, не может быть уменьшен объем предоставляемых гарантий и компенсаций. Это же относится и к тем работникам, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда подтвержден класс вредности, установленный ранее по результатам аттестации рабочих мест (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421- ФЗ).
2. Для работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда класс вредности уменьшился, предоставляемый им объем гарантий и компенсаций должен быть уменьшен и установлен в соответствии с принятыми в данной организации локальными нормативными актами с учетом законодательства действующего с 1 января 2014 г., и не менее минимальных размеров, установленных ст. 92 , ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. Следует отметить, что улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (согласно информации Минтруда России “Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда”).
3. Для работников, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлены безопасные условия труда, работодатель не имеет правового основания продолжить предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, предоставление которых регламентировано ТК РФ (ч. 4 ст. 219 ТК РФ). Обращаем внимание, что снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Оно возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ для ситуаций, когда организационные или технологические условия труда изменились.
4. Для того, чтобы не произошло резкого снижения достигнутого уровня заработной платы, у работодателя есть предусмотренные законодательством возможности, которые он вправе использовать в зависимости от своего финансового положения.
Работодатель может предусмотреть в системе оплаты труда принятой в данной организации:
– установление для отдельных категорий работников дополнительных социальных льгот и гарантий в виде доплат;
– добавить для отдельных категорий работников дополнительные показатели и критерии оценки эффективности для начисления дополнительных выплат стимулирующего характера.
Следует обратить внимание, что установленные коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором “дополнительные” выплаты стимулирующего характера, дополнительные льготы и гарантии социального характера – являются обязательными для исполнения работодателем, вне зависимости от меняющегося финансового положения.
Отменить эти “дополнительные” льготы и гарантии можно будет либо по соглашению сторон трудового договора, либо по причине изменения организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). В связи с чем, при установлении новых “дополнительных” выплат следует обратить особое внимание на отражение условий их начисления, чтобы не допустить в будущем перерасход ФОТ.
5. Для работников, принятых на работу в 2014 году, объем гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда должен устанавливаться в соответствии с законодательством РФ, действующим с 1 января 2014 г.г (п. 12 информации размещенной на официальном сайте Минтруда “Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда”).
6. Предоставление гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда без проведения аттестации или специальной оценки условий труда, на наш взгляд неправомерно. Действующие нормы трудового законодательства рассматривают результаты оценки условий труда как правовое основание для установления гарантий и компенсаций. Согласно ч. 2 ст. 219 ТК РФ, размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92 , ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. «Установление размера компенсаций за вредные условия труда». © Материал из Справочной системы «Экономика ЛПУ». Подробнее: http://vip.1elpu.ru/#/document/16/13319/bssPhr1/

Читайте также:
С какой суммы не нужно платить налог при продаже машины?

Конкретные размеры надбавок и гарантий устанавливаются медорганизацией и должны быть отражены в коллективном и трудовом договоре, других локальных актах и предварительно согласованы с профсоюзным органом работников.

Как установить размер оплаты за вредность условий труда.

В настоящее время существует ряд неотмененных правовых актов, которыми руководствовались при расчете компенсаций работникам:
– Постановление Госкомтруда № 298/П-22 от 25.10.1974, устанавливающее списки специальностей и рабочих мест, отнесенным к вредным, которым устанавливаются соответствующие гарантии;
– Инструкция о порядке применения данного списка, утвержденная Госкомтруда в постановлении №273/П-20 от 21.11.1975;
– Постановление Госкомтруда СССР, №387/22-78 от 03.10.1986, в котором утверждено Типовое положение оценки условий труда, а также порядок применения перечня отраслевых работ, на которых возможно устанавливать доплаты.
Применять данные положения можно только в том случае, если в соответствующем локальном акте медорганизации имеется прямая отсылка к использованию вышеуказанных документов. При этом важно учитывать, что для отдельных категорий работников размер компенсаций прямо установлен федеральным законодательством. Далее будут рассмотрены некоторые виды компенсаций.

Сокращенное рабочее время.

Основания для предоставления работникам медицины уменьшенной продолжительности времени работы можно условно разделить:
1.Общее основание по результатам отнесения условий труда к вредным (3 и 4 степень опасности);
2. Прямое указание на сокращение рабочего времени для медперсонала, установленное трудовым законодательством.
Нам интересен второй вариант, предусмотренный ст. 350 ТК РФ. Данная норма является отсылочной, и устанавливает, что продолжительности времени работы медицинских работников определены Постановлением Правительства России № 101 от 14.02.2003 года. В этом же постановлении указаны и конкретные списки должностей, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Таким образом, сокращенная продолжительность рабочего времени медработников не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медработникам

В соответствии с положениями трудового законодательства, предоставление дополнительных отпусков некоторым группам работников устанавливается нормативными актами правительства. В Постановлении Правительства № 482 от 06.06.2013 утвержден перечень лиц, имеющих право на такой отпуск. К ним отнесены:
Работники, оказывающие психиатрическую помощь, например, (врач, главная медсестра, сестра-хозяйка и т.д.)
Служащие, которые работают с людьми, больными туберкулезом (врач и врач-фтизиатр)
Работающие с материалами, содержащими вирус ВИЧ, осуществляющие лечение и диагностику ВИЧ-инфекции (врач, врач лабораторной диагностики и иные лица, работающие с указанными материалами).
Если у указанных категорий лиц возникает право на получение дополнительного отпуска за вредность труда по иным основаниям, то отпуск предоставляется лишь по одному из оснований. Таким образом, расчет дополнительного отпуска за вредные условия медработникам производится с учетом требований ТК, названного постановления и отражается в коллективном и трудовом договоре.

Читайте также:
Возражение на надзорную жалобу пример - бланк 2022

Оплата за вредность условий труда

Рассмотрим правовое регулирование оплаты за вредность на примере медперсонала, работающего с людьми, больными ВИЧ. В Федеральном законе №38-ФЗ от 30.03.1995 года указано, что медработникам, осуществляющим диагностику и лечение больных ВИЧ, а также работу с инфицированными материалами, надбавки устанавливаются:

  1. Для сотрудников медучреждений, находящихся в ведении федерации, а также государственным академиям наук – 20% надбавка от должностного оклада или тарифной ставки (Постановление Правительства № 391 от 03.04.1991);
  2. Для работающих в медучреждениях, находящихся в ведении субъектов федерации – надбавка устанавливается непосредственно правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта федерации должны при назначении размера повышения оплаты труда руководствоваться приказом № 307/221 от 30.07.1996 года Госкомсанэпиднадзора, в котором утверждены перечни организаций и производств, работа в которых дает право на получение 20% надбавки.

При установлении конкретной надбавки за работу с ВИЧ-инфицированными больными и материалами учитывается мнение профсоюзного органа работников.

Как сохранить надбавки и гарантии в случае отнесения условий труда к оптимальным

В случае признания ранее вредных условий труда безопасными и приемлемыми по результатам специальной оценки условий труда, предоставленные ранее компенсационные выплаты и гарантии не сохраняются, соответственно в таком случае медучреждение обязано прекратить начисление компенсационных выплат.
Для сохранения выплат указанным категориям лиц можно сделать следующее:
Никто не запрещает медорганизации ввести допвыплаты компенсационного характера, которые связаны с исполнением сотрудниками своих обязанностей. Данные выплаты должны быть отражены в Положении об оплате труда, например, в разделе стимулирующих выплат, учитывая выполнения работниками определенных показателей эффективности. Для этого в другие локальные акты организации включаются соответствующие поправки, детализирующие основания предоставления подобных стимулирующих выплат. Данного подхода придерживается Министерство труда России.
Такое решение позволяет сохранить уровень заработной платы работников медучреждений на прежнем уровне. В целом, схема введения стимулирующих выплат для руководителя медицинского учреждения выглядит следующим образом:
1. Утверждается список должностей, советующий положению об оплате труда организации, в которых предусмотрены социальные гарантии и допвыплаты
2. Вносятся поправки в локальные правовые акты медорганизации, касающиеся системы оплаты труда.
3. Включаются виды установленных допвыплат в трудовые договоры работников, либо оформляются допсоглашениями.

Положена ли доплата за вредность медицинскому работнику, работающему по совместительству на 0,25 ставки?

В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда медработников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда. В соответствии с письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ООГ-486вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы вышеуказанными федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, ранее регламентировавшее предоставление компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в настоящее время отменено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 726 .

На основании ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно должны указываться гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
При этом ч. 2 ст. 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Таким образом, медицинский работник, работающий по совместительству на 0,25 ставки имеет право на получении соответствующей доплаты за работу с вредными условиями труда в соответствии с системой оплаты труда, действующей в медицинской организации.

Читайте также:
Договор банковского вклада до востребования

Что должны платить за вредные условия труда

Гарантии и компенсации за вредные условия труда — это способы социальной защиты работников производств, оказывающих негативное влияние на их здоровье.

Что такое вредные условия труда

Под вредными условиями труда следует понимать те, которые характеризуются присутствием на предприятии факторов, негативно влияющих на состояние здоровья работников и их дееспособность.

При этом условия рабочей среды попадают в категорию вредных не произвольно, а только после проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), порядок осуществления которой прописан в Законе № 426-ФЗ от 28.12.2013.

Статья 14 № 426-ФЗ содержит подробную классификацию производств по степени вредности:

Чтобы рабочая обстановка получила статус вредной, необходимо соответствующее решение комиссии (СОУТ), которая проводит анализ негативных воздействий, сравнивает их с нормативами и присваивает производству класс опасности. В этом случае пойдет речь и о гарантиях и компенсациях.

Материал по теме Учет затрат на проведение СОУТ за счет средств взносов “на травматизм” Льготы и компенсации

В зависимости от того, к какой категории опасности относится производство, государство устанавливает различные гарантии и комппенсации для людей, которые на них трудятся:

  • уменьшение рабочего времени;
  • дополнительный ежегодный отпуск;
  • доплата за вредные условия труда;
  • досрочный выход на пенсию;
  • компенсационные выплаты;
  • выдача молока (либо денежная компенсация за молоко за вредность);
  • специальное и лечебное питание;
  • обязательное проведение периодических медосмотров за счет работодателя.

Помимо этого, льготы и компенсации за вредные условия труда ТК РФ позволяет расширить в коллективном договоре и других актах предприятия.

Материал по теме «Вредникам» запрещено работать по совместительству на опасных работах Рабочее время

В соответствии со статьями 92 и 94 ТК РФ , продолжительность рабочего времени для работников тяжелых производств сокращается на четыре часа в неделю.

Условия труда Максимальная продолжительность рабочего дня Максимальная продолжительность рабочей недели
3 и 4 степень опасности 8 часов, не более 12 часов 36 часов, не более 40 часов
3 и 4 степень опасности 6 часов, не более 8 часов 30 часов, не более 40 часов

Сколько доплачивают

Действующее законодательство закрепляет принцип, что если по результатам спецоценки условия труда признаны вредными и опасными, сотрудники таких предприятий вправе получать денежные компенсации и доплаты.

Основной надбавкой (компенсацией) является увеличение размера заработной платы минимум на 4% от оклада сотрудника. При этом работодатель может поднять размер компенсации, закрепив размер доплаты в коллективном, трудовом договоре или другом внутреннем документе предприятия. В отдельных отраслях производства законодательно установлены определенные размеры надбавки, например:

  • в системе УФСИН персоналу, работающему ВИЧ-инфицированными, положена 20% надбавка;
  • работникам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю — 12%;
  • экипажам судов, работающих в ледовых условиях — 12%.

Материал по теме Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения Дополнительный отпуск

Людям, занятым на опасном производстве, положена такая компенсация, как дополнительные 7 дней ежегодного отпуска, которые оплачиваются работодателем. Для районов Крайнего Севера установлен дополнительный отпуск, который составляет 24 календарных дня, а общепринятые 7 дней тоже остаются в их распоряжении (итого 31 день).

Доп. отпуск возможен только после того, как результаты СОУТ подтвердят, что производство относится ко 2, 3 или 4 классу опасности. Такой отпуск предоставляется ежегодно и не подлежит переносу и замене на денежную компенсацию, за исключением случаев, когда:

  • это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором;
  • работник дал письменное согласие и подписал соответствующее допсоглашение к трудовому договору;
  • длительность отпуска превышает 7 дней.

Молоко за вредность

При воздействии некоторых вредоносных факторов производства рабочим рекомендуется потреблять минимум 500 мл молока за смену, чтобы минимизировать негативное влияние на организм (Приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н). Статья 222 ТК РФ предусматривает в качестве мер компенсации негативного воздействия выдачу молока и устанавливает, что стоимость молока для расчета компенсации за вредность может быть заменена денежной выплатой, равной стоимости этого продукта.

Молоко заменяется денежной компенсацией, если:

  • это предусмотрено коллективным, трудовым договором;
  • работник дал письменное согласие или подал соответствующее заявление;
  • размер компенсации эквивалентен розничной цене молока в месте нахождения предприятия;
  • выплата производится ежемесячно и периодически индексируется.

Работа в особо вредных условиях предполагает лечебно-профилактическое питание сотрудников, которое направлено на поддержание здоровья и профилактику профессиональных заболеваний. Список профессий и должностей, которые имеют право на получение бесплатной еды, указан в Приказе Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н.

Другие меры защиты

Работодатель обязан обеспечить своих сотрудников всем необходимым для соблюдения норм по охране и безопасности труда. Помимо покупки СИЗ работодатель организует их ремонт, стирку и хранение.

Кроме того, одной из самых важных и необходимых гарантий являются предварительные и периодические медосмотры. Первые необходимы для отсечения тех, кто по состоянию здоровья не в состоянии трудиться в опасных производственных условиях, а вторые — для предупреждения развития профзаболеваний.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, обязательные медосмотры проводятся за счет работодателя с сохранением за сотрудником заработной платы.

Читайте также:
Компенсация при увольнении из армии

Независимо от профессии сотрудника он должен пройти обследование у терапевта, нарколога и психиатра. Также во врачебную комиссию привлекают аллерголога, офтальмолога, дерматолога и других. Сотрудник допускается к работе только после получения положительного медицинского заключения, в противном случае работодателю грозит штраф.

Входит ли компенсационная выплата за вредные условия труда в состав заработной платы при ее сравнении с МРОТ?

/upl/Screenshot_1_36.png

Входит ли компенсационная выплата за вредные условия труда, установленная в соответствии со ст. 147 ТК РФ, в состав заработной платы при ее сравнении с МРОТ?

Доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда не должна включаться в заработную плату при ее сравнении с минимальным размером оплаты труда.

В соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Буквальное толкование положений части третьей ст. 133 ТК РФ и части первой ст. 129 ТК РФ позволяет заключить, что не менее минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) должна быть сумма всех элементов заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты. При этом в отношении компенсационных выплат следует учитывать следующее.
В постановлении от 11.04.2019 N 17-П (далее – Постановление N 17-П) Конституционный Суд РФ указал на то, что взаимосвязанные положения ст. 129, частей первой и третьей ст. 133 и частей первой-четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Сделанный Конституционным Судом РФ вывод, на наш взгляд, можно по аналогии распространить и на все прочие виды доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Высказывая позицию о том, что в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, при ее сравнении с МРОТ не включаются доплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, Конституционный Суд отметил, что эти выплаты “в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.”.
По нашему мнению, такое противопоставление доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за работу в местностях с особыми климатическими условиями другим перечисленным компенсационным выплатам отнюдь не означает, что первые две должны включаться в состав заработной платы для сравнения ее с МРОТ. Полагаем, в Постановлении N 17-П суд высшей инстанции лишь акцентирует на том, что компенсирующие выплаты могут носить различный характер: выплаты, компенсирующие влияние на работника неблагоприятных факторов, и выплаты за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В указанном постановлении затрагивается только вопрос о правомерности включения в состав заработной платы до ее сравнения с МРОТ выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Вместе с тем доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, как и доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями, является оплатой за работу в особых условиях ( ст. 146 , 147 ТК РФ). В более раннем своем постановлении от 07.12.2017 N 38-П (далее – Постановление N 38-П) Конституционный Суд пришел к выводу о том, что в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплаты за работу в особых климатических условиях (для работников Крайнего Севера это процентная надбавка и районный коэффициент) не включаются. В этом постановлении Конституционный Суд указал на следующее: “. Во исполнение требований статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции РФ федеральным законом устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. При этом, как следует из указанных положений Конституции Российской Федерации , вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени”.
Полагаем, что на основании выводов Конституционного суда, сделанных им в Постановлении N 17-П и в Постановлении N 38-П, надбавка за работу во вредных условиях труда также не должна включаться в состав минимального размера оплаты труда, ее следует начислять сверх него, как и доплату за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В противном случае “. нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях. заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. “.
К такому же выводу приходят специалисты Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4, ответ 5 с информационного портала “Онлайнинспекция.РФ”). Большинство найденных нами примеров из судебной практики также подтверждают правомерность указанного вывода (смотрите, например, определения Новосибирского областного суда от 20.05.2021 N 33-4409/2021, Свердловского областного суда от 14.05.2021 N 33-6833/2021, Верховного Суда Республики Карелия от 13.05.2021 N 33-1169/2021, Забайкальского краевого суда от 06.05.2020 N 33а-1582/2020; Архангельского областного суда от 26.02.2020 N 33-1608/2020, Кемеровского областного суда от 05.02.2020 N 33а-125/2020, Архангельского областного суда от 15.04.2020 N 33-2563/2020, Свердловского областного суда от 06.11.2019 N 33-18081/2019; Красноярского краевого суда от 02.12.2019 N 33-16654/2019).
Однако нельзя не отметить, что мнение о начислении надбавки за работу во вредных условиях труда после доведения заработной платы до МРОТ разделяют не все специалисты. Так, из некоторых разъяснений, размещенных на портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, можно сделать противоположный вывод (смотрите, например, ответ 6). Позиции, согласно которой доплата за вредные условия труда подлежит включению в состав заработной платы при ее доведении до МРОТ, придерживаются и некоторые судьи (смотрите, например, определения Камчатского краевого суда от 14.10.2021 N 33-1754/2021, Приморского краевого суда от 15.06.2021 N 33-3279/2021, Верховного Суда Республики Коми от 20.01.2020 N 33-337/2020, Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2020 N 8Г-5001/2019 [88-1500/2020-(88-4222/2019), Красноярского краевого суда от 18.09.2019 N 33-13066/2019).
Обращаем внимание на то, что мы высказали свое экспертное мнение по заданному вопросу. Учитывая противоречивые выводы судов, мы рекомендуем обратиться за официальным разъяснением по данному вопросу в соответствующий орган исполнительной власти, а именно – Минтруд России по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21) либо заполнить форму обращения на официальном сайте.

Читайте также:
Увольнение в связи со смертью работника, образец приказа

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

  • Статья 146. Оплата труда в особых условиях
  • Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Комментарий к ст. 147 TК РФ

1. Единого нормативного правового акта, который бы содержал перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, дающего право работникам на повышенную оплату труда, пока нет.

2. В отношении лишь некоторых категорий работников (медицинских, занятых на работах с химическим оружием, водолазов и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при выполнении работ в неблагоприятных для них условиях.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.

4. Конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых в указанных выше неблагоприятных условиях, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).

Судебная практика по статье 147 TК РФ

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 7 указанного областного Закона, ссылаясь на то, что эта норма не соответствует положениям установленным ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, ст. 7 областного закона предусмотрено, что тарифные ставки (оклады) работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышений тарифных ставок (окладов) устанавливаются правительством Самарской области. Между тем п. 1 ст. 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами. По мнению прокурора, отсутствие в Законе области указания на то, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами (что предусмотрено Трудовым кодексом РФ), ущемляет права на оплату труда и законные интересы работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда.

Читайте также:
Как узаконить пристройку к дому на собственной земле

При рассмотрении спора суды оценили представленные доказательства и установили, что доплаты, предусмотренные статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, производились обществом на основании коллективного договора и локального соглашения по охране труда, заключенного между обществом и местным комитетом первичной профсоюзной организации. Указанные доплаты включались в состав заработной платы и в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц. Суды также установили, что помимо указанных выплат, общество производило компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, предусмотренные коллективным договором и локальным соглашением по охране труда, на основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом рекомендаций, изложенных в акте независимой экспертизы оценки условий труда работников общества, проведенной временной экспертной комиссией Объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ. На основе установленных обстоятельств суды сделали вывод о том, что эти компенсационные выплаты согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Судами установлено, что выплаты, произведенные обществом в качестве повышенного размера оплаты труда в соответствии со статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, были включены в объект налогообложения. Судами сделан вывод о том, что компенсации, установленные пунктом 3.3.3 коллективного договора в соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению в силу пункта 3 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество “Новоросметалл” производит выплату компенсаций в размере установленном коллективным договором, исходя из своего финансово-экономического положения и по им же самим утвержденному списку работников. Поэтому выплачиваемые компенсации являются элементами оплаты труда и осуществляются применительно к статье 147 Трудового кодекса РФ.

Оплата труда в повышенном размере, производимая на основании статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) в связи с занятостью на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не является достаточной гарантией, в связи с чем предусмотренные коллективным договором выплаты, осуществляемые сверх указанного размера, могли быть квалифицированы обществом как возмещение морального вреда.

Суды, оценив представленные доказательства, установили, что стоимость талонов на питание не относится к оплате труда, не включается в фонд оплаты труда общества и никак не связана с результатами выполнения работником своих трудовых обязанностей. Суды указали, в силу того, что сумма стоимости разового (ежедневного) питания работника согласовывается обществом исключительно с организацией, оказывающей услуги питания, работник, получая талон от общества, получает только возможность воспользоваться услугой на бесплатное питание. Кроме того, суды, исходя из положений статей 129, 146, 147, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, заключили, что установленная заявителем компенсация по бесплатному питанию работников, находящихся на объектах строительства, расположенных в местности, являющейся и приравненной на государственном уровне к районам Крайнего Севера, является мерой социального характера.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 5, статей 7, 8, 9 части 1 статьи 18 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, статей 22, 129, 146, 147, 219, 237 Трудового Кодекса Российской Федерации, статей 59, 151, 307, 1099, 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации, правовыми позициями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2012 N 10151/2012, пришли к выводу о том, что названные выплаты осуществлялись обществом своим работникам в рамках трудовых правоотношений и носили характер компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда, так как спорные денежные суммы общество выплачивало своим работникам при фактическом отсутствии установленных законом на то оснований для возникновения обязанности работодателя по возмещению морального вреда. Следовательно, названные выплаты подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Статьи 92, 147 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, представленными заявительницей материалами не подтверждается применение судом в ее конкретном деле положений статей 117 и 146 Трудового кодекса Российской Федерации, а потому ее жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.

Читайте также:
Образец заявления об объединении дел в одно производство

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”, вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статей 129, 146, 147, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 7, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”, суд кассационной инстанции указал, что установленная обществом компенсация по питанию работников является мерой социального характер, и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.

Вредные и опасные условия труда

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Существуют разнообразные профессии, которые отличаются не только зарплатами, но и условиями, более или менее благоприятными для сотрудников. Каждый волен выбирать себе работу сам, но если выбор по каким-либо причинам сделан в пользу труда с вредными или опасными для здоровья условиями, государство должно ценить эту самоотверженность.

Вопрос: Облагаются ли НДФЛ денежные компенсации, выплачиваемые взамен выдачи лечебно-профилактического питания работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (п. 3 ст. 217 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Как было раньше

Во времена СССР действовал утвержденный Список рабочих мест, труд на которых автоматически засчитывался как вредный (Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/п-22 от 25.10.1974 г.) Если человек трудился на предприятии из этого списка, ему гарантировался укороченный рабочий день и еще один отдых в придачу к основному, а в отдельных случаях – выдача бесплатных диетпродуктов. Известна поговорка: «Мне надо молоко давать за вредность». Ее корни лежат в заботе о сотрудниках, сталкивающихся с вредными рабочими факторами, при влиянии которых профилактикой может служить молоко или другие продукты.

Льготные условия для работников предусматривались списочно, то есть, работая на вредном предприятии из Списка, сотрудник гарантированно мог рассчитывать на весь список льгот.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Во многом содержание советского законодательства в этой сфере является актуальным и по сей день. Поэтому Список 1974 года и Инструкция к нему, принятая в 1975 г., продолжают применяться в тех частях, где нет противоречий с ТК РФ.

Социальная оценка условий труда (СОУТ)

Списочная система действовала вплоть до принятия ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. Цель этого законодательного акта – внедрение качественно иного механизма заботы о здоровье сотрудников, дифференцированного по степени их риска при работе на конкретном рабочем месте.

С этого времени вредной работой считается лишь та, что прошла специальную оценку условий труда (СОУТ) и получила по ее итогам принадлежность к 3 или 4 установленному классу.

Как проходит СОУТ

Порядок СОУТ закреплен законодательно. По методике, утвержденной Министерством труда РФ (Приказ № 33н от 24.01.2014 г.), проводятся последовательно несколько предприятий по выявлению потенциально небезопасных факторов, которые идентифицируются с помощью специального классификатора и оцениваются по деструктивности для организма работающих (в численных показателях).

Оценку условий труда ранее производили с помощью аттестации рабочих мест (АРМ), опиравшейся на Руководство Роспотребнадзора, носившее рекомендательный характер. Теперь СОУТ стала обязательной, закрепленной в Федеральном законе. Все факторы, подлежащие оценке, строго задекларированы.

СОУТ положено проводить не реже раза в пятилетку. Поэтому результаты АРМ, если она проводилась, могут быть признаны действительными, если их «срок годности» не истек до 31.12. 2018 г. Во всех других случаях СОУТ обязательна.

Процедуру эту проходят все рабочие места, исключения составляют:

  • надомные профессии;
  • удаленный труд;
  • наемная работа на физлицо вне предпринимательского статуса (п.3 ст.3 ФЗ № 426).

«Вредные» классы

Прошедшие СОУТ рабочие места по полученным показателям относят к 1 из 4 групп:

  • оптимальные (1);
  • допустимые (2);
  • вредные (разбиты на 4 возрастающих подкласса от 3.1 до 3.4);
  • опасные (4).

Принадлежность к двум последним предоставляет сотрудникам право на льготы, а работодателя обязывает их гарантировать.

Защищайтесь!

Современное законодательное новшество заключается во влиянии на класс опасности применения работниками средств индивидуальной защиты (СИЗ). Специалисты-эксперты во время СОУТ оценят:

  • технические характеристики СИЗ;
  • соблюдение времени эксплуатации;
  • особенности хранения;
  • нюансы использования;
  • соответствие условиям работы и др.

П.6 ст.13 ФЗ № 426 разрешает уменьшить степень вредности условий труда на 1 класс или подкласс, если применение СИЗ было признано эффективным по методике Минтруда РФ. Экспертиза же Роспотребнадзора может снизить класс опасности более, чем на 1 ступень (п.7 ст.15 ФЗ № 426).

Реестр «благополучных» организаций

После введения СОУТ работодателю предписано декларировать условия, отвечающие гостребованиям по охране труда. Этот реестр формирует и ведет Роструд РФ (п.1 ст.11 ФЗ № 426). Чтобы в него попасть, работодателю надо по прохождении СОУТ подать в Трудовую инспекцию декларацию о невыявлении вредных и опасных факторов.

Читайте также:
Депозит при съеме квартиры что это

Для некоторых рабочих мест измерение вредности и опасности факторов не имеет смысла:

  • те должности, для которых прописана возможность назначения пенсии раньше предусмотренного возрастом срока;
  • те профессии, для которых закон или другие нормативные акты предоставляют гарантии, льготы или компенсации;
  • предприятия, прошедшие СОУТ или АРМ, установившие класс, начиная с 3.1.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 01.01.2014 г. для назначения определенных государственных льгот работникам из различных «списков вредности» их рабочие места сначала должны пройти СОУТ и подтвердить классификацию условий труда.

Какие льготы положены сотрудникам при вредной и опасной работе

До 2014 года ТК РФ гарантировал трудящимся на вредных рабочих местах компенсации и индивидуальный подход к налогообложению. Теперь многие статьи ТК изменены касательно перечня компенсаций и добавившихся к ним гарантий для разных категорий трудящихся.

  1. Повышенная заработная плата (ст.147 ТК РФ) для всех классов вредности, начиная с 3.1. Минимум повышения закреплен 4%-ном уровне от оклада для нормальных условий, максимальный размер организация может определить самостоятельно. Эти выплаты не являются компенсационными, а потому полежат обычному налогообложению.
  2. Сокращение рабочего времени (ст.92 ТК РФ) положено для классов вредности выше 3.2. Рабочая неделя уменьшается до 36 часов, а если она составляет обычные 40, то дополнительные 4 часа можно монетизировать.
  3. Дополнительное время для отдыха (ст.117 ТК РФ) – отпуск в придачу к основному ежегодному, подлежащий оплате, дадут сотрудникам, трудящимся на местах со степенью выше 3.1. Гарантированная длительность – 7 дней. Максимум устанавливается на основании межотраслевого соглашения, колдоговора и СОУТ (ч.3. ст. 117 ТК). Если отпуск установлен выше 7-дневного минимума, то за остальную часть сотрудник вправе получить деньги.
  4. Медосмотры за счет предприятия (ст.213 ТК РФ).
  5. Молоко и особое питание (ст.222 к РФ – порядок не изменен со времен СССР).
  6. Досрочная пенсия зависит от того, с какого периода работодатель отчисляет в ПФР дополнительные страховые взносы.

Что изменилось?

  1. Прежняя редакция соответствующих статей ТК разрешала работодателям самим назначать компенсации за вредность, закрепляя их в трудовом договоре, колдоговоре, соглашении, других нормативных актах. Это право упразднено: если предприятие захочет сохранить самоназначенные выплаты, то они будут идти из собственных средств после вычета подоходного налога.
  2. Если степень вредности по СОУТ не изменилась по отношению к 01.01.2014 г., то компенсации, назначенные работникам до этой даты, нельзя уменьшать. Это не касается компенсации, назначенной просто по трудовому договору (ее спокойно можно отменять, при этом работника надо письменно предупреждать за 60 дней обычным порядком).
  3. Улучшение условий труда нужно подтверждать новой СОУТ, после чего начисления выплат и предоставление дополнительного отдыха пересматриваются.

Работодатели, соблюдайте свою выгоду

Работодатель вредных рабочих мест несет значительные расходы. Далеко не все из компенсационных выплат он может устанавливать сам. Кроме 5 вышеперечисленных пунктов, «вредный» работодатель несет расходы, связанные с повышенным отчислением в социальные фонды:

  • в Пенсионный фонд – начисляются повышенные взносы, начисляемые в зависимости от «класса вредности»: от 2% для 3.1 до 8% за 4 класс (ч.2. ст.58.3 ФЗ № 212);
  • в ФСС – установлены как надбавки, так и скидки к страховым взносам в пользу сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! На расходы, связанные с вредностью, работодатель потратит 10-15% прибыли. Таким образом, он получает серьезный финансовый стимул улучшать условия по каждому фактору, позволяющему снизить «класс вредности», а значит, уменьшить не только риск для здоровья работников, но и собственные траты.

Если спецоценка выявила вредные условия труда.

Если спецоценка выявила вредные условия труда.

Как поступить работодателю, если на рабочих местах с нормальными условиями труда спецоценка выявила наличие вредных факторов и по заключению комиссии им присвоен класс вредности? Надо ли об этом уведомлять работников и вносить изменения в трудовой до-говор? С какого момента предоставлять гарантии и компенсации, полагающиеся по ТК РФ работникам, условия труда у которых ухудшились?

Компания в соответствии с требованиями законодательства проводит спецоценку. В результате на некоторых рабочих местах условиям труда присваивается класс вредности, например 3.1 или 3.2. При этом раньше условия труда были нормальными. Как поступать работодателю в такой ситуации? Нужно ли внести изменения в трудовой договор и указать там сведения о вреде условий на рабочих местах? Каким образом предоставлять гарантии и компенсации работникам, условия труда у которых ухудшились? С какого момента это делать? Да, вопросов немало. Обо всем по порядку.

ПАРУ СЛОВ О СПЕЦОЦЕНКЕ.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В этих целях работодатель обязан обеспечить, среди прочих мероприятий, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426‑ФЗ).

Смысл спецоценки заключается в том, что работодатель через приглашенную независимую специализированную организацию проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах. Это делается для:

  • выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оценки уровня воздействия таких факторов на работника;
  • определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов;
  • оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Читайте также:
Как вернуть деньги за ноутбук, если он медленно работает?

Какие условия труда считаются безопасными, говорится в ст. 209 ТК РФ: условия, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия не превышают установленных нормативов.

Воздействие вредного фактора может привести к заболеванию работника, а опасного – к травме. Если в ходе спецоценки рабочего места выявлены таковые, условиям труда присваивается класс (подкласс) вредности и (или) опасности. Всего четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия (ч. 1 ст. 14 Закона № 426‑ФЗ). При этом у вредных условий труда есть четыре подкласса (степени).

Отметим, что от того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависит:

  • предоставление гарантий и компенсаций работникам (дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенная оплата труда);
  • размер дополнительного тарифа страховых взносов (чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений).

К СВЕДЕНИЮ.

Результаты спецоценки не влияют на тариф взносов на случай травматизма. Тариф устанавливает ФСС, исходя из данных об основном виде экономической деятельности компании за прошлый год (Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713).

Поддержание условий труда в оптимальном или допустимом состоянии позволяет работодателю снизить издержки, ведь не придется производить выплаты работникам и отчисления в налоговую.

Между тем нередки ситуации, когда работодатель не заботится об условиях труда, не модернизирует производство – и в итоге даже на рабочих местах, где были нормальные условия труда, они становятся вредными или опасными.

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ. CОГЛАСНО СТ. 92 ТК РФ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, УСЛОВИЯ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ КОТОРЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ОТНЕСЕНЫ К ВРЕДНЫМ 3‑Й ИЛИ 4‑Й СТЕПЕНИ ИЛИ ОПАСНЫМ, ГАРАНТИРОВАНА СОКРАЩЕННАЯ РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ – НЕ БОЛЕЕ 36 ЧАСОВ. ПРИ ЭТОМ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ КОНКРЕТНОГО РАБОТНИКА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ТРУДОВЫМ ДОГОВОРОМ НА ОСНОВАНИИ ОТРАСЛЕВОГО (МЕЖОТРАСЛЕВОГО) СОГЛАШЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.

Обратите внимание.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, названная продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые предусмотрены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 117 ТК РФ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЕЖЕГОДНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК РАБОТНИКАМ, УСЛОВИЯ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ КОТОРЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦОЦЕНКИ ОТНЕСЕНЫ:

  • к вредным 2‑й, 3‑й или 4‑й степени;
  • к опасным.

Как видим, эта гарантия предоставляется более широкому кругу работников.

Минимальная продолжительность названного отпуска составляет 7 календарных дней и устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые определены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

ПОВЫШЕННАЯ ОПЛАТА ТРУДА. ЭТА ГАРАНТИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ВСЕМ РАБОТНИКАМ, ЧЬИ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИЗНАНЫ ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА ВРЕДНОСТИ. В ЧАСТНОСТИ, В СИЛУ СТ. 147 ТК РФ ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В ПОВЫШЕННОМ РАЗМЕРЕ. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПОВЫШЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ 4 % ТАРИФНОЙ СТАВКИ (ОКЛАДА), УСТАНОВЛЕННОЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РАБОТ С НОРМАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА. КОНКРЕТНЫЕ РАЗМЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ РАБОТОДАТЕЛЕМ С УЧЕТОМ МНЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА РАБОТНИКОВ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТ. 372 ТК РФ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ЛИБО КОЛЛЕКТИВНЫМ ИЛИ ТРУДОВЫМ ДОГОВОРОМ.

КАК БЫТЬ С РАБОТНИКАМИ?

Итак, если по результатам спецоценки на некоторых рабочих местах были выявлены вредные производственные факторы и установлен класс вредности, необходимо работникам предоставлять гарантии, предусмотренные ТК РФ (см схему).

Гарантии, предоставляемые работникам в зависимости от класса вредности

Увеличение зарплаты не менее чем на 4 %

Увеличение зарплаты не менее чем на 4 %, предоставление не менее 7 дней дополнительного отпуска

вредности 3.3 и 3.4

Увеличение зарплаты не менее чем на 4 %, предоставление не менее 7 дней дополнительного отпуска, установление сокращенной продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю)

Профессии и работы, на которых при спецоценке были выявлены вредные условия труда, не названы во «вредных» списках. На что ориентироваться при определении размера гарантий?

В настоящее время все еще действуют:

1. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающие право на льготное пенсионное обеспечение (утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

Читайте также:
Разорвать договор аренды

2. Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22).

Данные списки применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу. Согласно последнему работодатель обязан предоставить гарантии и компенсации, если условия труда признаны вредными или опасными. Причем кодекс не обязывает руководствоваться названными списками. Если профессии, должности или виды работ, где условия труда признаны вредными, не обозначены в этих списках, все равно таким работникам полагаются гарантии и компенсации. Руководствоваться при их установлении надо ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ОФОРМИТЬ?

Чтобы работники могли получать гарантии и компенсации, необходимо оформить ряд документов.

Во-первых, нужно ознакомить работников с результатами специальной оценки на их рабочих местах под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426‑ФЗ).

Во-вторых, издается приказ по организации об установлении надбавок к зарплате, дополнительного оплачиваемого отпуска и пр. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Рубин»

об установлении надбавки к заработной плате
и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда

Н. Новгород 12 апреля 2017 г.

В связи с выявлением по результатам специальной оценки рабочего места дворника по условиям труда вредных условий класса 3.2

1. Назначить доплату сотрудникам, работающим дворниками, в размере 4 % оклада, начисляемого за отработанное время.

2. Установить дворникам ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней.

3. Бухгалтеру Огранкиной Г. Д. с 12.04.2017 рассчитывать зарплату дворникам с учетом доплаты за работу во вредных условиях труда.

Основание: отчет о проведенной специальной оценке условий труда от 12.04.2017.

Директор Каратов Е. П. Каратов

С приказом ознакомлена:

Бухгалтер Огранкина, 12.04.2017

С какого момента назначать доплаты и предоставлять иные гарантии?

Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета. Минтруд в Письме от 26.03.2014 № 17‑3/10/В-1579 сообщал, что результаты спецоценки применяются с даты утверждения отчета. Соответственно, с этой даты должны быть установлены гарантии и компенсации тем работникам, на чьих рабочих местах условия труда признаны вредными. Например, результаты спецоценки утверждены 12 апреля. Значит, труд будет оплачиваться в повышенном размере лишь с этой даты, а с 1 по 11 апреля доплата за вредность при расчете зарплаты учитываться не будет.

В-третьих, надо внести изменения в трудовые договоры. Статья 57 ТК РФ в качестве обязательных условий трудового договора называет в том числе:

  • условия труда на рабочем месте;
  • гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Чтобы внести корректировки в договор, необходимо подготовить уведомления об изменении условий трудового договора – с информацией для работников о том, что на их рабочих местах условия труда признаны вредными, и классе вредности. Кроме того, в уведомлении нужно указать полагающиеся в связи с этим гарантии и компенсации.

С теми, кто согласен продолжать работу в новых условиях труда, заключается дополнительное соглашение в порядке ст. 72 ТК РФ. С теми же, кто против, придется, руководствуясь ст. 74 ТК РФ, расторгнуть трудовые договоры по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, предложив вначале перевод на имеющуюся вакантную должность.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Напомним, что изменение условий трудового договора по инициативе работодателя допускается, если по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и др.), определенные сторонами условия договора не могут быть сохранены. При этом трудовая функция работника не должна быть изменена.

Отметим, что несогласные работать во вредных условиях должны получать два месяца – срок уведомления до увольнения – повышенную плату и им обеспечиваются иные гарантии, связанные с такой работой.

Если по итогам спецоценки на рабочих местах выявлены вредные условия труда, а раньше они были допустимыми или нормальными, работникам, занимающим такие места, необходимо предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для работающих во вредных условиях, – сокращенное рабочее время, дополнительный оплачиваемый отпуск и повышенную оплату труда (в зависимости от класса вредности), – со дня утверждения отчета о спецоценке.

Также необходимо скорректировать условия трудового договора, изменив в нем условия труда и определив гарантии и компенсации для конкретного работника. Для этого оформляют дополнительное соглашение. Если же работник не согласен трудиться во вредных условиях, ему предлагают перевод, а если он отказывается или вакансий нет – работника увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: