Как арендовать землю у государства?

4 законных способа получить городскую землю в аренду

Городская земля? В аренду? Без взяток и протекции? Да, такое бывает! И сегодня у вас есть возможность принять участие в этом аукционе щедрости. Все законно: без мутных схем, подделки документов и подставных лиц. Правда, пути получения земельного участка будут отличаться. Все зависит от желаемого участка, его наличия, статуса арендатора, его финансовых возможностей и ряда других нюансов, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.

Правовед.RU разобрался в особенностях и теперь делится ими с читателями журнала. Рассказываем, как взять землю в аренду у администрации города: 4 законных способа, выбирайте подходящий.

Способ 1: торги по инициативе города

Сразу разъясним: общий порядок предоставления земельных участков в аренду предполагает заключение договора на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК). Кодекс предусматривает аж 38 случаев, когда землю должны дать и без торгов, но о них мы поговорим позже.

Итак, аренда земли у государства под бизнес или для строительства предоставляется на торгах. Они могут проводиться по инициативе городских властей, если в муниципалитете приняты Правила застройки и землепользования. Город сам определяет, какого качества и вида разрешенного использования (ВРИ) участки выставлять на аукцион. Все эти участки сформированы, размежеваны и согласованы. И в этом есть плюс: за собственный счет не придется проводить кадастровые работы . Нужно просто принять участие в аукционе, выиграть лот и заключить договор.

Администрация сама решает, в каком порядке оповещать население о проведении таких торгов. Потому для участия в них придется мониторить местные газеты, сайты администраций и фондов имущества. Вот, например, здесь информация об участках, в отношении которых проводятся торги в Тюменской области. А здесь размещены свободные участки в Санкт-Петербурге. Тут можно взять землю в аренду у администрации города как для магазина или иного нежилого строительства, так и для ИЖС – главное, чтобы участок с соответствующим ВРИ был размещен на сайте и в его отношении проводился аукцион.

Предмет торга – арендная плата . Кто предложит максимальную годовую аренду, тот и получит землю. Организаторы торгов устанавливают начальную цену – как правило, это 1-2% кадастровой стоимости. Также устанавливается и шаг аукциона: минимальная сумма, на которую вы повышаете ставку. Город определяет дату начала и окончания приема заявок, размер задатка и иные условия принятия участия в аукционе. Сколько стоит аренда земли под ИЖС будет определено по результатам аукциона (п. 2 ст. 39.7 ЗК).

Способ 2: торги по инициативе граждан

Решение о проведении торгов принимают, естественно, только уполномоченные местные органы. Скажем, управление городского имущества. Но принять такое решение они могут как по собственной инициативе, так и по заявлениям заинтересованных граждан или организаций (п.п. 1, 4 ст. 39.11 ЗК).

Но есть одно ограничение: с 01.06.2015 инициаторы торгов не могут самостоятельно готовить схемы расположения потенциальных земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов. Это значит, что инициировать торги и взять в аренду землю у администрации города под павильон можно только в отношении уже образованных (поставленных на кадастровый учет) и размежеванных участков (абз. 2 пп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК).

За пределами населенных пунктов можно арендовать еще необразованные и не поставленные на кадастровый учет участки, но тогда к представленному ниже алгоритму добавится еще несколько шагов.

Шаг 1. Узнать о свободных участках

Получить информацию о земельных участках в муниципальной собственности можно тремя способами:

  1. Подать запрос в управление горимущества . В свободной форме подайте заявление о предоставлении перечня свободных земельных участков в целях аренды. Это самый быстрый и самый простой способ.
  2. Подать запрос в Росреестр . Через МФЦ или сайт Росреестра запросите выписку о правах муниципалитета на объекты недвижимости. Ее стоимость – 200 рублей, срок оформления – 5 суток.
  3. Найти свободные участки на Публичной кадастровой карте самостоятельно .

Шаг 2. Найти подходящий участок

Представим, что управление горимущества или Росреестр предоставили вам список земельных участков в собственности города с кадастровыми номерами. Проверим их через Публичную кадастровую карту: вводим в строке поиска кадастровый номер и изучаем участок. Если участок подходит, проверяем его на предмет зарегистрированных прав: вкладка «Услуги» → «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» → «Наличие зарегистрированных прав». Если права не зарегистрированы – участок свободен и теоретически может быть взят вами в аренду.

Читайте также:
Кто имеет право на бесплатное питание в школе?

Найдите наиболее подходящие под ваши цели участки с соответствующим ВРИ и осмотрите их на местности. Проверьте, нет ли на этих участках бесхозных строений, электроподстанций, газопроводов и иных коммуникаций, которые могут обременять участок. Перед тем, как взять в аренду землю сельхозназначения у государства, проверьте качество и состояние земель – сам порядок их получения такой же, как и у земель с другими ВРИ (п. 1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Учтите, что сельскохозяйственные земли не предполагают индивидуальное строительство.

Шаг 3. Подайте заявление о проведении торгов

Заявление подается в уполномоченный орган местной администрации и составляется в свободной форме. Но не забудьте указать предполагаемую цель использования земельного участка. Администрация проверяет возможность подключения будущих объектов к инженерным сетям, а также наличие оснований для отказа и в течение 2 месяцев примет решение о проведении или отказе в проведении аукциона.

Отказать могут, например, если границы участка подлежат уточнению, участок уже передан в аренду или пользование третьим лицам или, скажем, изъят из оборота по тем или иным причинам. Полный перечень оснований для отказа определен п. 8 ст. 39.11 ЗК.

Шаг 4. Подайте заявку и примите участие в аукционе

Если торги одобрены, подайте заявку на участие в них. Она подается в установленной администрацией форме. Вместе с ней подайте (п. 1 ст. 39.12 ЗК):

  • копию паспорта;
  • квитанцию о внесении задатка;
  • банковские реквизиты для возврата задатка.

Сделайте самую максимальную ставку и станьте победителем аукциона. Его результаты оформляются протоколом, который подписывают победитель и организатор.

Шаг 5. Заключите договор аренды

Взять в аренду землю у администрации города можно на срок от 3 до 20 лет в зависимости от целей использования и иных особенностей ситуации (п. 8 ст. 39.8 ЗК). Скажем, максимальный срок в 20 лет аренды предусмотрен только для целей индивидуального жилищного строительства.

Способ 3: без проведения торгов и бесплатно

Кодекс предусматривает 38 случаев, когда землю в аренду можно получить и без аукциона (п. 2 ст. 39.6 ЗК). Упомянем только самые актуальные случаи, а это случаи:

  • предоставления садовых и огородных участков, образованных из земли, переданной СНТ/ОНТ, членам этих товариществ;
  • представления участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, владельцу того объекта;
  • предоставления земли гражданам, имеющим по закону первоочередное или внеочередное право;
  • предоставления земли гражданам для жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства и т.д.

Порядок также заявительный. Но в этом случае арендная плата определяется без торгов – по решению ответственного органа. В случаях, определенных п. 5 ст. 39.7 ЗК, она не может быть выше, чем размер земельного налога.

Обращаем внимание, что ст. 39.10 ЗК определяет и перечень случаев, когда землю можно получить совсем бесплатно. В том числе и для жилищного строительства на срок до 6 лет, но только:

  • в конкретных муниципальных образованиях, определенных законом субъекта, например, для заселения этих территории;
  • в случае трудоустройства по основному месту работы в этом муниципальном образовании по специальности, оговоренной законом субъекта. Например, в Кемеровской области право на бесплатную аренду имеют работники образования, здравоохранения, сельского хозяйства, культуры и химического производства.

Способ 4: без торгов, но с кадастровым учетом

Если желаемый вами участок по факту существует, но еще не сформирован – иногда его тоже можно получить без торгов, но в этом случае придется обеспечивать его постановку на кадастровый учет. Найти такой участок также можно на кадастровой карте – он будет свободен от кадастровой разметки. Выбрав такой участок:

  1. Подготовьте его схему расположения в соответствии с требованиями 11.10 ЗК. Сделать это можно и самостоятельно, но не жадничайте – за 2-3 тысячи рублей это за вас сделает кадастровый инженер. Зачем платить? Почитайте требования к схеме и поймете!
  2. Подайте схему, заявление об ее утверждении заявление о предварительном согласовании предоставления участка в местную администрацию . Те опубликуют извещение о предоставлении указанного участка на своем сайте. В течение 30 дней администрация будет принимать заявки от граждан, претендующих на этот участок. Если заявок не поступит, горсовет согласует предоставление земли и предложит поставить участок на кадастровый учет.
  3. Поставьте участок на кадастровый учет и зарегистрируйте право . Уведомление соседей, оформление техпроекта, подготовка межевого плана – все это и другие кадастровые работы за ваш счет. Когда все документы готовы, они подаются в Росреестр для постановки на кадастровый учет и регистрации прав горсовета.
  4. Подайте заявление о предоставлении участка в аренду . Решение о предварительном согласовании земли является основанием для ее предоставления без проведения торгов (п. 6 ст. 39.18 ЗК). Отказать могут только из-за комплектности документов, все остальное формальности.
  5. Заключите договор аренды . В месячный срок горсовет готовит договор и приглашает вас заключить его. Останется только зарегистрировать его в Росреестре и свободно пользоваться землей в соответствии с ВРИ и целями, указанными в заявлении.
Читайте также:
Как подать на развод через интернет?

Все описанные способы позволяют взять землю в аренду, как у сельсовета, так и у городской администрации – порядок стандартный. Но учтите, что вид целевого использования земли может создавать процессуальные особенности и ограничения. К тому же, он будет влиять и на стоимость аренды, наряду с площадью участка, категорией земель, поправочными коэффициентами и прочими аспектами.

Как оформить аренду земельного участка, расположенного под объектом недвижимости

Вы должны оформить аренду не принадлежащего вам земельного участка в случае, если на нем расположено здание, строение или помещение в здании, правообладателем которого вы являетесь. При этом неважно, является ли такой правообладатель физлицом, юрлицом или индивидуальным предпринимателем. В любом случае, если ваша недвижимость расположена на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, или на участке, государственная собственность на который не разграничена, то вам необходимо оформить такой земельный участок в аренду.

Причем важно знать, что это не ваше право, а ваша обязанность. Ведь, согласно законодательству, вы обязаны оформить земельный участок в аренду и затем выплачивать за него арендные платежи.

2. Какие документы понадобятся для оформления аренды?

Количество документов, необходимых для оформления аренды, невелико. Вам понадобятся:

  • электронное заявление, заполненное на портале mos.ru, в котором нужно будет обязательно указать кадастровые номера вашего земельного участка, здания или сооружения. Узнать эти номера можно на сайте Росреестра;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (в случае, если заявление будет подавать представитель);
  • заверенные электронной подписью нотариуса копии документов, удостоверяющих права заявителя на здания, сооружения (в случае, если в ЕГРН нет данных о зарегистрированных правах на объекты недвижимости).

3. Куда обратиться для подачи заявления?

В Москве услуга предоставляется Департаментом городского имущества города Москвы на сайте mos.ru. Услугу можно получить, перейдя по ссылке и заполнив заявление в электронном виде. Обратите внимание, что при подаче заявления от имени юридического лица нужно подавать заявление из личного кабинета юридического лица, а не физического. Это частый случай технической ошибки, приводящий к отказу в предоставлении услуги.

Обратите внимание, что услуга предоставляется бесплатно, срок оказания госуслуги — 22 рабочих дня без учета приостановлений.

4. Что произойдет после подачи заявления?

После поступления вашего заявления сотрудники Департамента городского имущества города Москвы рассмотрят его на соответствие формальным требованиям, а кроме того, направят запрос в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка. Там должны будут проверить, законно ли использовался ли и не было ли нецелевого использования. Например, не вели ли вы строительство или реконструкцию различных объектов на участке без оформления необходимых документов.

В результате рассмотрения заявления в ваш личный кабинет на сайте mos.ru будет отправлен проект договора аренды или мотивированный отказ в его заключении. И то и другое будет подписано электронно-цифровой подписью.

После подписания договора аренды с вашей стороны в течение нескольких дней он будет подписан со стороны Департамента городского имущества, и ваш экземпляр также будет либо направлен вам в личный кабинет на сайте mos.ru, либо вы сможете его получить в службе одного окна.

5. Почему могут отказать в оформлении договора аренды?

Есть несколько основных причин, почему вам могут отказать в оформлении договора аренды. Например, часто отказ связан с тем, что:

  • в отношении земельного участка не установлен вид разрешенного использования;
  • границы земельного участка не установлены;
  • здание частично расположено за границами земельного участка;
  • границы земельного участка не соответствуют проекту межевания;
  • земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет.

Во всех этих случаях вам необходимо обратиться в Департамент за госуслугой «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Если отказ получен в связи с тем, что в ЕГРН вид разрешенного использования на земельный участок не соответствует фактическому использованию, то вам необходимо внести изменения в правила землепользования и застройки. Это можно сделать, подав заявление в электронном виде. Электронная форма направления предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы доступна здесь.

Читайте также:
Уведомление об изменении оплаты труда: образец

Также вы получите отказ, если Госинспекция по недвижимости выявит нарушения в эксплуатации земельного участка. В таком случае для разрешения ситуации вам будет нужно обратиться непосредственно в Госинспекцию.

Как арендовать землю у государства?

ЗК РФ Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 39.8. ЗК РФ

1. Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.

3. Утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

5. Утратил силу с 1 января 2019 года. – Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6 – 7. Утратили силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее – приведение в соответствие с установленными требованиями), договор аренды, заключаемый в отношении такого земельного участка, должен предусматривать обязательство арендатора за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, – обязательство арендатора осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

До 01.03.2021 арендатор вправе требовать увеличения срока действия договора, заключенного до введения в субъекте РФ режима повышенной готовности или ЧС, на условиях, указанных ФЗ от 01.04.2020 N 98-ФЗ. При этом п. 8. ст. 39.8 не применяется.

8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

1) на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи;

2) на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов;

3) на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;

4) утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен в целях комплексного развития территории;

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 настоящей статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Читайте также:
Порядок проведения независимой экспертизы после ДТП

7) на срок действия охотхозяйственного соглашения в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;

8) на срок действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключены указанные соглашения;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) на срок действия договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен такой договор;

(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

8.2) на срок, определенный законом субъекта Российской Федерации, в случае предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;

(пп. 8.2 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

8.3) на срок действия договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен данный договор;

(пп. 8.3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.4) на срок реализации решения о комплексном развитии территории в случае предоставления земельного участка юридическому лицу, созданному Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающему в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию такого решения;

(пп. 8.4 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

9) на срок, не превышающий оставшегося срока действия договора аренды земельного участка, досрочно прекращенного в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, но не менее чем на три года в случае предоставления лицу земельного участка взамен земельного участка, право аренды на который прекращено в результате изъятия такого земельного участка;

10) на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

11) на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта;

12) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;

13) на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;

14) на срок реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией резидента зоны территориального развития, включенного в реестр резидентов этой зоны, в случае, если земельный участок расположен в границах зоны территориального развития;

15) на срок действия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами в случае предоставления земельного участка лицу для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;

15.1) на срок действия договора пользования рыбоводным участком в случае предоставления земельного участка лицу для осуществления деятельности, предусмотренной указанным договором;

(пп. 15.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 502-ФЗ)

16) на срок в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка в случае, если федеральным законом установлены минимальный срок и (или) максимальный срок аренды земельного участка;

17) на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом;

18) утратил силу. – Федеральный закон от 15.10.2020 N 318-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

19) на срок реализации участником свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ “О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, если меньший срок не заявлен таким участником.

Читайте также:
Бесплатная консультация юриста по наследству

(пп. 19 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

9. В случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений. При этом, если в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство нескольких зданий, сооружений, договор аренды такого земельного участка заключается исходя из наибольшего срока, установленного для таких зданий, сооружений в соответствии с положениями настоящего пункта. В случае, предусмотренном пунктом 7.1 настоящей статьи, срок договора аренды земельного участка устанавливается также с учетом срока, необходимого для осуществления сноса самовольной постройки или реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

12. При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

12.1. В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута. Арендодатель не вправе отказать во внесении указанных изменений в такой договор. Данный срок определяется в соответствии с соглашением об осуществлении публичного сервитута независимо от срока, установленного пунктом 8 настоящей статьи.

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

13. В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, полностью или частично расположен в охранной зоне, установленной в отношении линейного объекта, договор аренды такого земельного участка должен содержать условия допуска представителей собственника линейного объекта или представителей организации, осуществляющей эксплуатацию линейного объекта, к данному объекту в целях обеспечения его безопасности.

14. В договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом.

15. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

16. В случае, если в аренду предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированный для государственных или муниципальных нужд, договор аренды такого земельного участка должен предусматривать возможность досрочного расторжения этого договора по требованию арендодателя по истечении одного года после уведомления арендатора такого земельного участка о расторжении этого договора.

17. Внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

Читайте также:
Как индексируются алименты?

18. В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется его перераспределение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 настоящего Кодекса, внесение изменений в указанный договор аренды, в том числе в части изменения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется при наличии соглашения, указанного в пункте 2.1 статьи 39.27 настоящего Кодекса.

Как арендовать землю у государства?

Пресс-центр

Публикации о Росреестре

Как приобрести и оформить земельный участок

Как приобрести и оформить земельный участок

В последнее время заявителей все чаще интересуют вопросы: куда обратиться и с чего начать процедуру приобретения и оформления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в рамках проводимой реформы земельного законодательства.

В целях ответов рассмотрим порядок такого приобретения в соответствии с вступившим в силу с 01.03.2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №171-ФЗ).

Правом предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделены органы государственной власти (федеральной, субъекта РФ) и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области земельных отношений (ст.9–11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Так, Законом №171-ФЗ внесены изменения, касающиеся порядка управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем, четко закреплена компетенция органов местного самоуправления в зависимости от муниципального образования, в пределах которого расположен соответствующий земельный участок. Отметим, что ранее подобной дифференциации законодательно не существовало.

Актуальность вопроса, связанного с распоряжением такими землями, обусловлена тем фактом, что до настоящего времени большие по объему площади земель не имеют реестровых собственников, при этом вовлечение указанных земель в хозяйственный оборот является объективно необходимым и должно положительно влиять на доходность различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе способствовать развитию рынка недвижимости.

Необходимо учитывать, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений распоряжаются земельными участками в своих границах с момента утверждения ими правил землепользования и застройки. До утверждения правил землепользования и застройки право распоряжения не разграниченными земельными участками в таких поселениях сохраняется за органами местного самоуправления муниципальных районов.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрены следующие основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

1. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или бессрочное пользование;

2. Договор купли-продажи в случае проставления земельного участка за плату;

3. Договор аренды;

4.Договор безвозмездного пользования.

Распоряжение публичным земельным участком всегда осуществляется в силу властного акта уполномоченного органа, который в одних случаях является самостоятельным основанием предоставления земельного участка (п.1 ст.39.1 ЗК РФ), а в других случаях является основанием для заключения соответствующего договора с заинтересованным лицом (пп.2 – 4 п.1 ст.39.1 ЗК РФ).

Согласно статье 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Вместе с тем, ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления публичных земельных участков без торгов как в собственность (пп. 1 – 10 п.2 ст.39.3), так и в аренду (пп.1 – 33 п.2 ст.39.6).

В отдельных случаях земельные участки могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам бесплатно. Так, в силу ст.39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно:

– лицам, с которыми заключены договоры о развитии земли в границах застроенных территорий;

– религиозным организациям, если они имеют в собственности недвижимость, расположенную на таких землях;

– лицам, ведущим садоводство и огородничество на землях некоммерческой организации;

– гражданам, которые получили земельные участки в безвозмездное пользование, при условии, что прошло пять лет со дня предоставления им земли, и если земли использовались в соответствии с установленным разрешенным использованием;

– гражданам, которые получили земельные участки в безвозмездное пользование, при условии, что прошло пять лет со дня предоставления им земли, и если граждане работали в муниципальном образовании в определенной должности;

Читайте также:
Земельный налог для СНТ в 2022 году

– гражданам, имеющим трех и более детей;

– религиозным организациям для сельскохозяйственного использования, если участки находятся у них в бессрочном пользовании.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются исключительно за плату.

Если земельный участок предстоит образовывать или его границы нужно уточнять, в отношении данного земельного участка необходимо выполнить кадастровые работы (п.15 ст.39.15 ЗК РФ). После выполнения кадастровых работ и получения согласованного межевого дела следует обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Государственная регистрация права собственности, права аренды на земельный участок проводится на основании заявления правообладателя либо лица, действующего по доверенности (ст.16 Закона о регистрации от 21.07.1997 №122-ФЗ), а также:

– решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка, договора предоставления земельного участка за плату, договора аренды или договора безвозмездного пользования (ст.17, п.2 ст.25.2 Закона №122-ФЗ);

– квитанции об уплате государственной пошлины.

Документы на государственную регистрацию прав можно представить лично в офисах казенного учреждения Омской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Омской области , а также в электронной форме или направить по почте (пп.1,2 ст.16 Закона №122-ФЗ).

Государственная регистрация прав проводится в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (п.3 ст.13 Закона №122-ФЗ).

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Аэрофотосъемка земель

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).
Читайте также:
Как отсудить долг по алиментам?

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Ноутбук

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Макет домов

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Документы, подписание

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Как по новым правилам отражать в учете земельный участок, арендуемый у государства?

Российская организация (арендатор) берет в аренду на 57 лет земельный участок (ЗУ) у Департамента имущественных отношений субъекта РФ. Как отражать в бухгалтерском учете организации стоимость арендованного земельного участка (на балансе или за балансом) в связи с вступлением в силу ФСБУ 6/2020 “Основные средства”?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В анализируемой ситуации Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.

По общему правилу стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а стоимость права пользования участком на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.

Читайте также:
Если не узаконена перепланировка квартиры при продаже

Если же Арендатор может применять упрощенный порядок учета (в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018), то он может не признавать право пользования земельным участком в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде.

Обоснование вывода:

С 1 января 2022 года обязательными к применению являются:

– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 “Основные средства”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ФСБУ 6/2020);

– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 “Капитальные вложения”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ФСБУ 26/2020).

Согласно п. 4 ФСБУ 6/2020, в качестве основного средства отражается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:

а) имеет материально-вещественную форму;

б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;

в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).

Новый стандарт по учету основных средств ФСБУ 6/2020 не устанавливает особого порядка учета объектов основных средств (ОС), предназначенных для сдачи в аренду, или являющихся предметом аренды. В то же время п. 7 ФСБУ 6/2020 поясняет, что особенности бухгалтерского учета ОС, являющихся предметом договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, регулируются ФСБУ 25/2018.

Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды”. ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 “Аренда”, введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н. Основные положения ФСБУ 25/2018 совпадают с МСФО (IFRS) 16 “Аренда”. ФСБУ 25/2018 применяют стороны договоров аренды, субаренды и иных договоров, по которым имущество предоставляется во временное пользование.

Согласно п. 2 ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды” арендные взаимоотношения в целях бухгалтерского учета возникают в случаях, когда имущество арендодателя предоставляется за плату во временное пользование арендатору. Таким образом, у арендатора возникает право пользования имуществом арендодателя в течение определенного периода времени в обмен на вознаграждение. Дополнительно в п. 5 ФСБУ 25/2018 указано, что объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий:

1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;

2) предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);

3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;

4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.

Исходя из заданного нам вопроса, в анализируемой ситуации выполняются все условия классификации земельного участка как объекта учета аренды, приведенные в п. 5 ФСБУ 25/2018.

Таким образом, Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.

В общем случае согласно п. 10 ФСБУ 25/2018 на дату получения предмета аренды арендатор отражает в бухгалтерском учете право пользования активом (далее также – ППА) одновременно с обязательством по аренде (далее также – ОПА). Исключения сделаны только для малоценных объектов стоимостью до 300 000 руб., краткосрочных (менее года) договоров, а также организаций, имеющих право на ведение упрощенного учета.

Арендатор может применять упрощенный порядок учета в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018 (при выполнении условий, установленных п. 12 ФСБУ 25/2018):

а) срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;

б) рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;

в) арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – упрощенные способы учета).

Читайте также:
Как отсудить долг по алиментам?

В анализируемой ситуации срок аренды заведомо превышает 12 месяцев. О том, выполняется ли одно из остальных условий, Арендатору следует сделать вывод самостоятельно.

В случае, если выполняется хотя бы одно из приведенных выше условий, Арендатор может не признавать право пользования ЗУ в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде в бухгалтерском учете.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что в рассматриваемом случае исключения неприменимы, соответственно, Организации необходимо отразить в учете и ППА, и ОПА.

Пунктом 13 ФСБУ 25/2018 установлено, что право пользования активом признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость ППА включает:

а) величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

б) арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;

в) затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

Согласно п. 14 ФСБУ 25/2018, обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки.

В п. 10 ФСБУ 25/2018 указано, что организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов. Схожие по характеру объекты при аренде – это основные средства. Собственные основные средства в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) учитываются на счете 01. Значит, право пользования Арендатору целесообразно тоже учитывать на счете 01. Для этого следует использовать отдельный субсчет к счету 01 “Право пользования активом”. Также рекомендуем открыть отдельный субсчет к счету 08 и назвать его, например, “Вложения в право пользования” и к счету 02 “Амортизация права пользования”.

Бухгалтерские проводки по признанию ППА могут выглядеть следующим образом:

Дебет 08, субсчет “Вложения в ППА”, Кредит 76, субсчет “Обязательство по аренде”
– получен в аренду земельный участок, определено ОПА в первоначальной оценке;

Дебет 01, субсчет “Право пользования активом”, Кредит 08, субсчет “Вложения в ППА”
– признано ППА по сформированной фактической стоимости.

Отметим, что в общем случае после признания ППА амортизируется. Пункт 17 ФСБУ 25/2018 устанавливает, что стоимость ППА не погашается посредством амортизации, если схожие по характеру использования активы не амортизируются. Поскольку стоимость земельных участков не амортизируется, то и право пользования рассматриваемым ЗУ не амортизируется.

Как указывалось выше, в соответствии с п. 4 ФСБУ 6/2020 в качестве основного средства отражается в первую очередь материально-вещественный актив, но не право на его использование.

Из анализа положений ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2020 следует вывод о том, что при признании в качестве внеоборотных активов Организации собственные и арендованные ОС подлежат обособленному представлению в ее бухгалтерском балансе: собственное имущество как основные средства, а арендованное имущество – как “права пользования активом”.

Таким образом, в анализируемой ситуации стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а право пользования активом на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет вложений в земельные участки в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет у арендатора по ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года;

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет на забалансовых счетах;

– Вопрос: Учет арендуемого организацией земельного участка в соответствии с ФСБУ 25/2018 при условии, что в договоре аренды установлено целевое использование данного земельного участка (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

3 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: